logo
Салихова А

2.1.1 Коммуникативная цель русскоязычных рэп-текстов

В связи с тем, что рэп-текст является элементом хип-хоп культуры, он направлен на реализацию ее целей. В первую очередь, рэп-текст для автора является средством самовыражения, позволяющим ему продемонстрировать свои личные достоинства и похвастаться мастерством сложения рифм. Во-вторых, автор выражает свои чувства, эмоции относительно различных событий в его личной жизни, жизни друзей, жизни современного российского общества, а также всего мира. Рэп-исполнитель пытается поделиться своим мировоззрением и найти единомышленников. В настоящее время рэп как музыкальный стиль приобрел популярность среди молодежи, в результате чего можно часто услышать рэп-песни по телевидению или радио. Используя данную возможность быть увиденными и услышанными всей страной, авторы рассматривают рэп-текст как способ нести хип-хоп культуру в массы.

Исполнители подчеркивают все проблемы современного общества и призывают людей к действию за счет раскрытия всех недостатков российского общества. Автор текста остро критикует поведение правительства и безразличие президента по отношению к своему народу. Он побуждает слушателя задуматься над данной проблемой с помощью вопросов (Сколько беспризорников и бомжей бродят? // Сколько нефтедолларов по России ходит?), прямо обличает представителей верховной власти (Выгодно продать, а не построить. Середина тонет / Выгодно не делать, выгодно: болтать и спорить).

Одной из самых главных проблем современного общества авторы рэп-текстов считают так называемую «продажность мира». В текстах выражается недовольство, отвращение к необразованным слоям общества, высмеивается примитивность их мышления:

Я ненавижу быков и недоразвитых спортсменов,

Беспредельщиков, гадов и надменных man’ов.

Ненавижу все, что делают они

Проклятые черти, дети сатаны.

Так как авторами рэп-тестов чаще всего являются мужчины, они нередко выражают свое недовольство по поводу женского разврата:

Продают девушки свои тела.

Ждут, когда получат они деньги сполна.

На улицах – страх, в ресторанах – валюта.

В гостиницах – мрак, сидят люди дома.

Описав ужасающую картину российского общества, исполнители предлагают единственный выход из сложившейся ситуации – уход от реальности за счет мечты, воспоминаний и веры в хорошее будущее:

Давай вспомним краски в океане,

Как мы плыли, звуки ночей.

Я как вспомню, как мы сидели вдвоем

В лодке на море, волны били о прибой.

Одной главных целей автора рэп-текста часто является пропаганда хип-хоп культуры, всех ее четырех аспектов: Хип-хап – это культура, что ведет вперед / И укажет путь туда, где солнце встает; Хип-хап – это слияние, слова просты // И критики вчера смелись, и мне странно / Любители рапа сегодня они.

Таким образом, общая целевая направленность русскоязычных рэп-текстов заключается в привлечении внимания слушателей к актуальным проблемам настоящего и в поиске решения этих проблем за счет действия (борьба, приобщение к хип-хоп культуре) или за счет ухода от реальности (мечты, воспоминания).