2.1.1 Коммуникативная цель русскоязычных рэп-текстов
В связи с тем, что рэп-текст является элементом хип-хоп культуры, он направлен на реализацию ее целей. В первую очередь, рэп-текст для автора является средством самовыражения, позволяющим ему продемонстрировать свои личные достоинства и похвастаться мастерством сложения рифм. Во-вторых, автор выражает свои чувства, эмоции относительно различных событий в его личной жизни, жизни друзей, жизни современного российского общества, а также всего мира. Рэп-исполнитель пытается поделиться своим мировоззрением и найти единомышленников. В настоящее время рэп как музыкальный стиль приобрел популярность среди молодежи, в результате чего можно часто услышать рэп-песни по телевидению или радио. Используя данную возможность быть увиденными и услышанными всей страной, авторы рассматривают рэп-текст как способ нести хип-хоп культуру в массы.
Исполнители подчеркивают все проблемы современного общества и призывают людей к действию за счет раскрытия всех недостатков российского общества. Автор текста остро критикует поведение правительства и безразличие президента по отношению к своему народу. Он побуждает слушателя задуматься над данной проблемой с помощью вопросов (Сколько беспризорников и бомжей бродят? // Сколько нефтедолларов по России ходит?), прямо обличает представителей верховной власти (Выгодно продать, а не построить. Середина тонет / Выгодно не делать, выгодно: болтать и спорить).
Одной из самых главных проблем современного общества авторы рэп-текстов считают так называемую «продажность мира». В текстах выражается недовольство, отвращение к необразованным слоям общества, высмеивается примитивность их мышления:
Я ненавижу быков и недоразвитых спортсменов,
Беспредельщиков, гадов и надменных man’ов.
Ненавижу все, что делают они
Проклятые черти, дети сатаны.
Так как авторами рэп-тестов чаще всего являются мужчины, они нередко выражают свое недовольство по поводу женского разврата:
Продают девушки свои тела.
Ждут, когда получат они деньги сполна.
На улицах – страх, в ресторанах – валюта.
В гостиницах – мрак, сидят люди дома.
Описав ужасающую картину российского общества, исполнители предлагают единственный выход из сложившейся ситуации – уход от реальности за счет мечты, воспоминаний и веры в хорошее будущее:
Давай вспомним краски в океане,
Как мы плыли, звуки ночей.
Я как вспомню, как мы сидели вдвоем
В лодке на море, волны били о прибой.
Одной главных целей автора рэп-текста часто является пропаганда хип-хоп культуры, всех ее четырех аспектов: Хип-хап – это культура, что ведет вперед / И укажет путь туда, где солнце встает; Хип-хап – это слияние, слова просты // И критики вчера смелись, и мне странно / Любители рапа сегодня они.
Таким образом, общая целевая направленность русскоязычных рэп-текстов заключается в привлечении внимания слушателей к актуальным проблемам настоящего и в поиске решения этих проблем за счет действия (борьба, приобщение к хип-хоп культуре) или за счет ухода от реальности (мечты, воспоминания).
- 1.1 Понятие культуры и субкультуры
- 1.3 Особенности рэп-текста как элемента хип-хоп культуры
- 1.4 Жанровый анализ рэп-текстов
- 2.1 Русскоязычные рэп-тексты
- 2.1.1 Коммуникативная цель русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.2 Образ автора и адресата в русскоязычных рэп-текстах
- 2.1.3 Диктумное содержание русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.4 Формальная организация русскоязычных рэп-текстов
- 2.2 Англоязычные рэп-тексты
- 2.2.1 Коммуникативная цель англоязычных рэп-текстов
- 2.2.2 Образ автора и адресата в англоязычных рэп-текстах
- 2.2.3 Диктумное содержание англоязычных рэп-текстов
- 2.2.4 Формальная организация англоязычных рэп-текстов
- Приложение а Особенности формальной оргинизации рэп-текстов