logo
Л

§ 3. Употребление понятий

В одном из дворцов культуры проходил диспут «Идолы и поклонники». В нем участвовали молодые рабочие, учащиеся ПТУ, школьники, студенты, педагоги. Обсуждали письмо Марты П., опубликованное на страницах ленинградской молодежной газеты «Смена».

Старшеклассница поведала о жизни своих друзей, своего «созвездия», о «королеве», душе компании, — подруге Констанции. Вот небольшой отрывок из письма:

Мы, девушки, курим, но только импортные сигареты, носим джинсы, и не какие-нибудь, а экстракласса, ходим в бары, но не с целью напиться, а для того, чтобы людям «показать себя», потанцевать и поболтать. Когда же «цивильная» жизнь нам надоедает, мы делаем разгрузку: «хиппуем», то есть надеваем затертые и драные джинсы, рваные свитера или рубахи до колен и болтаемся по городу недели две, не бывая дома, или едем куда-нибудь в лес.

Это письмо не оставило равнодушными участников диспута. У многих письмо Марты П. вызвало откровенное удивление и возмущение. Спор затянулся. Молодые люди задавали вопросы: «Как возникает у некоторых юношей и девушек столь чванливое поведение?»; «Почему не всегда встречает решительный отпор современное, «модернизированное» мещанство?»; «Как возникает этот потребительский образ жизни у части современной молодежи?»

— Основы полемического мастерства •—•

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, многие участники диспута употребляли словосочетание «образ жизни», но, как выяснилось, вкладывали в него разное содержание, что мешало плодотворному обсуждению.

Поэтому полемисты пришли к выводу, что необходимо уточнить само понятие «образ жизни». Что это такое? Чем он определяется? От чего зависит?

Подобная ситуация типична для многих споров. Действительно, при обсуждении того или иного вопроса приходится пользоваться различными понятиями, необходимыми для раскрытия существа рассматриваемой проблемы.

Успех полемического обсуждения во многом определяется умением его участников правильно оперировать в споре понятиями и терминами. Что это значит?

Прежде всего необходимо уметь выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора, тщательно отобрать термины, необходимые для обсуждения выдвинутой проблемы. Не следует перегружать спор научной терминологией.

Чтобы все участники дискуссии, полемики одинаково понимали употребляемые слова, целесообразно в начале спора уточнить значение основных терминов, договориться о содержании понятий, необходимых для рассмотрения проблемы, или, по крайней мере, оговорить различный смысл, который каждый из участников вкладывает в одни и те же слова, обозначающие понятия.

Если спорящие не договорились об определении исходных понятий, то вести дискуссию просто бесполезно. Важность соблюдения этого непременного условия становится особенно очевидной, если учесть, что в языке многие слова многозначны, имеют не одно, а несколько значений.

Многозначность слов таит в себе потенциальную возможность разных его пониманий. Многозначное слово служит для обозначения не одного, а нескольких понятий. Это требует правильного употребления многозначных слов в споре. Неумение отграничивать отдельные значения слова, отбирать наиболее соответствующие для данной конкретной ситуации делает изложение неточным, приводит к речевым ошибкам. Поэтому нужно в отдельных случаях указывать, в каком из зна-

— Культура и искусство речи —

эений употреблено то или иное слово.

Таким образом, неточное употребление участниками спора, терминов, многозначных слов может при-зести к нежелательному результату, затруднить общение, помешать обсуждению спорной проблемы, стать аричиной серьезных заблуждений.