logo
Л

Глава 2. Культура спора

Броское объявление дискуссионного клуба привлекло внимание старшеклассников. «Что значит быть современным? Подумай, приходи, выскажись!» — гласило оно. На заседании спорили долго, шумно и горячо. Разговор захватил всех. Еще бы! Ведь обсуждались

— Основы полемического мастерства •—

волнбвавшие всех вопросы: обязательно ли носить школьную форму, можно ли критиковать директора школы, оценивать работу учителей, допустимо ли свободное посещение занятий, поддерживать ли неформальные объединения, что значит быть принципиальным, честным и др. И хотя дискуссия вызвала большой интерес среди ее участников, она не была достаточно продуктивной. Ряд вопросов остался без ответа, многие ушли с прежним мнением, не все присутствующие до конца поняли друг друга, некоторые даже обиделись на своих товарищей.

Почему это произошло? Да потому, что юные полемисты не владели культурой спора. Они нарушали основные правила ведения дискуссии, не всегда могли обосновать свою точку зрения, опровергнуть мнение оппонента.