§ 2. Определенность позиций полемистов
Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций, взглядов его участников. Очень точно сказал об этом замечательный композитор Д. Б. Кабалевский, отдавший много сил, энергии и таланта музыкально-эстетическому воспитанию нашего юношества:
Если мой собеседник (особенно это относится к учителю, лектору) не насилует мою мысль, вызывает меня на размышление и даже на спор — это отлично. Но при этом я хочу видеть у своего собеседника его собственную позицию, ясную и принципиальную. Пусть я с ним не соглашусь; и пусть он не навязывает мне свои взгляды, но если ученики (или просто собеседники, слушатели) не поймут позиции своего учителя, они могут воспринять это как беспринципность и сочтут это образцом для себя. Каждый учитель, естественно, может в чем-то сомневаться, чего-то не знать, и пусть он не боится признаться в том своим питомцам. Но в главном он должен быть убежден и силой своего убеждения должен воздействовать на аудиторию.
Действительно, это очень важно. Если в ходе обсуждения спорной проблемы точка зрения оппонента выражена нечетко, с ним трудно вести полемику. Представьте себе, что вы спорите с человеком, который, рассматривая какой-либо вопрос, одновременно высказывается «за» и «против» одного и того же положения. Как же опровергать его? Тип такого полемиста остроумно высмеян в одном из номеров журната «Крокодил»:
— Лично я, товарищи, — заявил оратор в начале речи, — по затронутому вопросу имею свое, самостоятельное мнение. Нужны ли нам дополнительные ассигнования на строительство? Ответ может быть только один: безусловно, нужны...
Но, заметив недовольство начальника слева, оратор продолжал:
— Ассигнования, безусловно, нужны! Так сказал бы легкомысленный человек, верхогляд, работник,
— Основы полемического мастерства —
не умеющий беречь государственные средства... но я на этот счет придерживаюсь противоположной точки зрения...
Но, увидев в это время недовольство более высокого начальника справа, оратор говорил уже так
— Я придерживаюсь другой точки зрения, товарищи, я не назову верхоглядом человека, который скажет, что ассигнования нужны. Только люди, лишенные размаха и перспективы, могут так говорить. Надо быть принципиальным! И лично я, высказывая лично свое мнение, утверждаю — ассигнования нужны! Я кончил, товарищи!
Людей подобного типа народ издавна заклеймил в ряде пословиц, например: Опасайся не гидры о семи головах, а человека о двух языках. Отрицательное отношение к людям, способным высказывать прямо противоположные суждения по одному и тому же вопросу, выражено в античной пословице: Нечестно хвалить и хулить одну и ту же вещь.
Спор становится более плодотворным, если у участников полемики, дискуссии есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов. Например, в последнее время нередко возникают споры о рок-музыке. Одни отрицают рок-музыку, считают ее «вывихом» в развитии культуры, признают только классическую музыку, другие ничего, кроме рок-музыки, не слушают. В этих полемических рассуждениях необходимо уточнить некоторые моменты. Правомерно ли противопоставлять жанр жанру, рок — классической музыке? Вероятно, каждый жанр имеет право на существование. Рок — это музыка, созданная нашим временем и отражающая наше время с его бешеными ритмами и скоростями. Она популярна и имеет многомиллионную аудиторию. Поэтому противопоставлять следует хорошую музыку — плохой, талантливую — бездарной. Такой подход позволяет правильно оценивать музыкальные произведения разных жанров, помогает участникам спора найти верное решение.
Общность исходных позиций положительно влияет на обсуждение в молодежных аудиториях кинофильмов, спектаклей, художественных произведений. Помните, сколько жарких споров, бурных дискуссий вызвал у зрителей фильм «Чучело»? Педагоги и уча-
— Культура и искусство речи —
щиеся высказывали различные, порой прямо противоположные точки зрения и оценки. Однако большинство участников обсуждения сходилось на том, что, действительно, события, происходящие в фильме, жестокие, но сам фильм учит доброте. Он не оставил никого равнодушным, заставил каждого задуматься над тем, к чему может привести невнимательное, равнодушное отношение к детям.
Когда говорят об общности исходных позиций, то не имеют в виду единую точку зрения по обсуждаемым проблемам. Мнения участников спора могут быть разными, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и добиться истины.
- Глава 1. Спор, дискуссия, полемика
- § I. Спор. Что это mahoe?
- § 2. Классификация споров
- § 3. Из истории исНцсства спора
- Глава 2. Культура спора
- §1. О предмете спора
- § 2. Определенность позиций полемистов
- § 3. Употребление понятий
- § 4. Поведение полемистов
- § 5. Ува/Ии тельное отношение h оппоненту
- § 6. ВыдерАИа и самообладание в споре
- Глава 3. Как убедить оппонента
- § I. Основные формально-логичесИие заНоны
- § 2. АоЛазательство
- § 3. ЛогичесИие ошибНи
- § 4. ЛоИазывание и цбе/Ндение
- § 5. Доводы в споре
- Глава 4. Полемические приемы
- Глава 5. Искусство отвечать на вопросы
- § I. КлассифиНация вопросов
- § 2. Виды ответов
- § 3. Нечестные приемы
- Глава 6. Уловки в споре
- Глава 7. Активные фермы обучения полемическому мастерству
- § I. Занятие-дисНцссия
- § 2. Леловая игра «Политбой»
- § 3. ПраЬтиНцм «Ответы на вопросы»
- § 4. Тренинг «Диалог»