logo
Ивакина Профессиональная речь юриста

Глава 1. Деятельность как предмет междисциплинарного изучения.

  • § 1. Понятие деятельности в психологии.

  • § 2. Понятие деятельности в социологии.

  • § 3. Понятие деятельности в философии.

  • § 4. Общее понятие структуры деятельности и отдельных ее элементов.

  • Глава 2. Понятие уголовно-процессуальной деятельности.

  • § 1. Сущность уголовного процесса.

  • § 2. Уголовно-процессуальная деятельность как вид познавательной деятельности.

  • Глава 3. Понятие уголовно-процессуальной деятельности защитника.

  • § 1. Место уголовно-процессуальной деятельности защитника в системе единой уголовно-процессуальной деятельности.

  • § 2. Средства достижения цели уголовно-процессуальной деятельности защитника.

  • § 3. Результат уголовно-процессуальной деятельности защитника: критерии оценки.

  • Заключение

  • Подчеркнутая логичность на уровне композиционных час­тей и на уровне связного текста проявляется в последователь­

  • ном переходе от одной мысли к другой, в наличии средств свя­зи между единицами текста:

  • Однородные члены предложения в зависимости от их позиции в струк­туре уголовно-правовой нормы могут выполнять различные коммуникатив­ные функции. В диспозиции одной и той же статьи в большинстве случаев предусматривается ряд преступлений, равноценных по степени тяжести. Сообразно с этим однородные члены могут обозначать ряд сопоставимых, равноценных преступлений. Кроме того, одно и то же преступление мо­жет иметь ряд равноценных признаков, поэтому однородные члены называ­ют основные характерные признаки одного и того же преступления как со­ставные части одного целого. Далее. В гипотезе нередко указывается вред, который может быть причинен преступными действиями, и лица, кото­рым причинен этот вред. Следовательно, однородные члены конкретизиру­ют вред, причиненный преступными действиями, и потерпевших.

  • В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, большое значениеи др.), вводные слова и предложе­ния, выражающие отношения между частями (как уже говори­лось, как было сказано, как было отмечено, очевиднои др.), спе­циальные средства, указывающие на последовательность разви­тия мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых и т. д.), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),причинно-следственные отношения {поэтому, благодаря этому, сообразно с, вследствие этого, следо­вательно, кроме того, к тому жеи др.), переход от одной мыс­ли к другой (обратимся к; рассмотрим; прежде чем перейти к, остановимся на; рассмотрев, перейдем к; необходимо остано­виться на; необходимо рассмотретьи др.), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение скажем, в заключение сле­дует сказать, все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог, следует сказать).Кроме того, связь между пред­ложениями может осуществляться путем повторения слов. Со­юзная связь между частями предложения способствует подчер­киванию отношений между ними.

  • Безобразность научного стиля проявляется в отсутствии эмоционально окрашенной и сниженной лексики.

  • Подстили научного стиля

    Научный стиль неоднороден. В нем выделяются: 1) собствен­но научные тексты, написанные специалистами и рассчитанные на специалистов. Это статьи, монографии, доклады, тезисы докладов, рефераты, авторефераты, рецензии, диссертации;

    1. научно-популярные произведения, знакомящие неспециали­стов с достижениями разных отраслей наук; 3) учебно-научные сочинения, предназначенные для обучения специалистов.

    Научно-популярная литература, рассказывающая просто о сложном, знакомит не только с результатами исследования, но и с некоторыми его приемами, с условиями работы специали­стов. Научное изложение переплетается здесь с художествен­ным, сугубо книжный стиль — с разговорным. Что в собственно научном подстиле представляется лишним, то в научно-попу- лярном изложении оказывается необходимым, например, лич­ность автора, его отношение к изображаемому; из языковых средств — здесь обилие вопросительных конструкций, глаголы повелительного наклонения, приглашающие читателя подумать. «Моя жизнь в искусстве» К. Станиславского, «Тебя охраняет за­кон» Б. С. Никифорова, «Записки следователя» JI. Р. Шейнина служат образцом этого подстиля.

    Жанры учебно-научного подстиля перечислены в начале пара­графа. Цель научной студенческой работы — привить навыки са­мостоятельной научной работы на основе углубленного изучения какой-либо темы, научить студентов анализировать и обобщать научный материал, делать из него объективные выводы, самостоя­тельно решать отдельные научные проблемы. Цель курсовой рабо­ты конкретно определяется в каждом отдельном случае. Это может быть изучение теоретического материала по выбранной теме, раз­личных точек зрения ученых, обобщение материала по отдельным дисциплинам, по некоторым темам по истории и теории государ­ства и права; может быть самостоятельная разработка какого-либо вопроса или его части. Теоретическая часть работы обязательно подкрепляется практическими наблюдениями, архивными мате­риалами, экспериментами и т. д. Если при написании курсовых ра­бот студент учится делать научные выводы, то в дипломной работе рассматриваются, как правило, серьезные, актуальные проблемы, которые студент решает самостоятельно. Дипломная работа под­водит итог всей научной работе студента за годы обучения.

    Оформление курсовых, дипломных работ

    Научные сочинения строятся по стандарту, отступать от ко­торого не рекомендуется. Каждая научная работа состоит из грех частей: введения, основной (главной) части и заключения.

    Первая часть (введение) вводит читающего в тему: в ней дает­ся обоснование актуальности выбранной темы, определяются цель и задачи данного исследования. Во введении должны быть рассмотрены следующие вопросы: 1) важность (актуальность) для науки и практической деятельности темы, выбранной для курсовой (дипломной) работы; 2) степень разработанности дан­ного вопроса в науке; здесь необходимо найти слабо изученные или противоречивые стороны этого вопроса, которым и будет посвящена работа; 3) определение цели, задач исследования. Вот пример введения к дипломной работе по теме «Речевая культура процессуальных актов предварительного расследования»:

    «В современных условиях необходимости повышения общей куль­туры судопроизводства большое значение придается культуре процес­суальных действий работников следственных органов. Производство следственных действий всегда связано с составлением следователями процессуальных актов. От культуры их оформления зависят в целом эффективность, правовая культура и воспитательная роль предвари­тельного расследования. В связи с этим важное значение приобретают вопросы речевой культуры работников следственных органов.

    Однако российская юриспруденция и лингвистика располагают по­ка незначительным количеством работ о языке правовых актов. В ос­новном это написанные юристами журнальные статьи, в которых со­держатся лишь общие рассуждения о доходчивости языка. Из лингвис­тов вопросам культуры письменной речи следователя посвятили работы Т. В. Губаева [21, 22], Н. Н. Ивакина [28, 29], JI. П. Крысин [27]. Однако в работах Т. В. Губаевой и JI. П. Крысина нами отмечены неточные формулировки в оформлении процессуальных актов.

    В работах юристов, посвященных культуре оформления процессу­альных актов, мысли сводятся к тому, что процессуальные документы должны быть оформлены кратко, ясно и грамотно [39, 41, 45, 47, 66]. Анализ актов предварительного расследования показал, что они не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к ним.

    Поэтому, обращаясь к данной теме, мы поставили перед собой сле­дующие задачи: дать общую характеристику процессуальных актов предварительного расследования, раскрыть взаимодействие языка и права, провести лингвистический анализ процессуальных актов, вы­явить наиболее типичные для них речевые ошибки, выработать при­мерные образцы актов предварительного расследования.

    Дипломная работа выполнена на основе анализа 50 уголовных дел. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава по­священа правовой характеристике процессуальных актов предвари­тельного расследования. В ней рассмотрены следующие вопросы: по­нятие культуры следственных действий, значение их письменной фик­

    сации; требования, предъявляемые к процессуальным документам, их типологическая характеристика. Вторая глава раскрывает роль языка в жизни общества, функции языка права. В третьей главе нашли отра­жение результаты лингвистического анализа юридических документов: стилевые черты и композиция процессуальных актов, языковые ошиб­ки в них. Кроме того, приведены примерные образцы актов предвари­тельного расследования.

    Новизна работы определяется тем, что в ней рассматривается взаи­модействие правовых и языковых норм. Материалы дипломной рабо­ты апробированы на научных студенческих конференциях в Перм­ском, Казанском и Красноярском госуниверситетах».

    Пример введения к курсовой работе на тему «Юридическая ответственность»:

    «Необходимым условием укрепления и развития общества являют­ся законность, единообразное и неуклонное исполнение законов орга­нами и должностными лицами государства, а также гражданами и об­щественными организациями. Основная закономерность развития за­конности состоит в ее неуклонном укреплении по мере продвижения нашего общества к новым горизонтам. Однако эта закономерность не действует автоматически и беспрепятственно. Существует немало фак­торов объективного и субъективного характера, которые порождают нарушение законности, противодействуют рассматриваемой законо­мерности. Таким образом, юридическая ответственность относится к числу необходимых и важных специальных средств, предназначенных для обеспечения законности. Тем самым определяется необходимость и важность всесторонней теоретической разработки вопроса об ответ­ственности по праву.

    В юридической литературе последних лет много внимания уделяет­ся проблемам юридической ответственности. Вопросы правовой ответ­ственности всесторонне исследованы в работах И. С. Самощенко, М. X. Фарукшина, И. И. Карпеца, С. Н. Братуся, Н. С. Мамина,

    О. Э. Лейста и многих других.

    Некоторые стороны этой обширной и сложной проблемы глубоко разработаны, однако исследование других явно недостаточно. Слож­ность заключается прежде всего в неполноте исследования общего по­нятия правовой ответственности, без чего невозможна разработка тео­рии ответственности в праве. Разработка общего понятия позволит выяснить природу и назначение данного правового института, устано­вить единые основания, условия и принципы применения его норм.

    Все сказанное предопределяет характер данной работы: она являет­ся попыткой исследования общего понятия ответственности в праве».

    Недостатком данного введения является то, что в нем нару­шено требование объективности изложения: не указаны источ­

    ники и работы названных авторов, как это сделано в первом примере. Кроме того, в предложении. Некоторые стороны этой... (см. текст) нет конкретности. Следовало указать, какие именно стороны данной проблемы глубоко разработаны и кем и какие из них не получили должного внимания со стороны ученых. Это было бы хорошим переходом к определению задач данной работы и ликвидировало бы последующее многословие: Сложность заключается прежде всего и дальше.

    Удачно сформулирована цель работы: это первая научная работа студентки, не претендующая на глубокое исследование вопроса, поэтому сказано, что она является попыткой исследо­вания.

    Вступление к научному докладу гораздо короче, оно более компактно. Пример вступления к докладу на тему «Синтакси­ческие средства раскрытия уголовно-правовой нормы»:

    «Обращение к данной теме можно объяснить, во-первых, тем, что рассмотрение синтаксических явлений в тексте уголовного закона представляется очень важным, так как именно синтаксический строй, непосредственно связанный с оформлением и выражением уголов­но-правовой нормы, в значительной степени определяет его стилевые особенности. Во-вторых, в литературе по законодательной стилистике неоднократно выражалось мнение о простоте (доступности) языка уго­ловного закона как его важнейшей стилевой черте, например, в рабо­тах Н. Ф. Кузнецовой, А. А. Ушакова. Между тем язык уголовного за­кона специальному лингвистическому анализу до сих пор не подвер­гался. Мы поставили своей задачей рассмотреть...»

    В главной части учебно-научной работы содержатся данные, полученные в результате исследования, их систематизация, объяснение. Главная часть делится на главы и состоит чаще всего из трех глав; допускаются две главы, гораздо реже — че­тыре. Первая глава носит теоретический характер, в ней опре­деляется предмет исследования, рассматривается история во­проса, которому посвящена работа; сопоставляются различные точки зрения ученых, т. е. намечается тот конфликт, кото­рый должен быть разрешен в следующих главах. Не забывайте, что изложение в работе ведется от констатации к опроверже­нию —> к доказательству. В первой главе даются констатация и опровержение. В последующих главах излагаются фактические данные, доказывается выдвинутая автором гипотеза (тезис).

    Каждая глава включает в себя несколько параграфов, кото­рым предшествует небольшое вступление. В конце каждой гла­вы делается вывод. К первой главе («Взаимосвязь обстановки совершения преступления с основными положениями методи­ки расследования взяточничества») дипломной работы по теме «Расследование взяточничества на начальном этапе» дано такое вступление:

    «Прежде чем приступить к изложению вопросов расследования взя­точничества, необходимо вначале дать краткую характеристику усло­вий, отражающих не только социально-экономическую среду, но и те ее факторы, которые оказывают влияние на процесс расследования, в том числе и на разработку методик по расследованию преступлений. Затем рассмотрим понятийный аппарат методики расследования преступле­ний вообще, в том числе и методики расследования взяточничества».

    К главе «Общая характеристика процессуальных актов пред­варительного расследования» дипломной работы по теме «Рече­вая культура процессуальных актов...» дано следующее вступле­ние:

    «Уголовно-процессуальный закон ставит перед следователем задачу быстрого и полного раскрытия преступлений. Для выполнения этой задачи следователь производит определенные следственные действия, которые оформляются в предусмотренную законом процессуальную форму. Каждый процессуальный документ должен отвечать опреде­ленным требованиям. Поэтому необходимо рассмотреть в данной гла- ие вопросы культуры следственных действий, значение их письменной фиксации; определить требования, предъявляемые к процессуальным актам, дать их типологическую характеристику».

    Заключение к этой же главе:

    «Итак, мы дали юридическую характеристику процессуальных ак­тов предварительного расследования. Однако «все в праве выражается через язык: и сама правовая норма как единство государственной воли и особой ее логической структуры, и средства выражения правовой нормы вовне» [83, с. 3]. Поэтому во второй главе необходимо рассмот­реть вопросы взаимодействия языка и права».

    Такое оформление материала реализует основную стилевую черту научного стиля — подчеркнутую логичность.

    В заключении научной работы формулируются общие выво­ды, могут быть высказаны предложения по усовершенствова­нию решения данной проблемы. Важно, чтобы заключение обязательно было связано с содержанием работы. Оно не долж­

    Каждая глава включает в себя несколько параграфов, кото­рым предшествует небольшое вступление. В конце каждой гла­вы делается вывод. К первой главе («Взаимосвязь обстановки совершения преступления с основными положениями методи­ки расследования взяточничества») дипломной работы по теме «Расследование взяточничества на начальном этапе» дано такое вступление:

    «Прежде чем приступить к изложению вопросов расследования взя­точничества, необходимо вначале дать краткую характеристику усло­вий, отражающих не только социально-экономическую среду, но и те ее факторы, которые оказывают влияние на процесс расследования, в том числе и на разработку методик по расследованию преступлений. Затем рассмотрим понятийный аппарат методики расследования преступле­ний вообще, в том числе и методики расследования взяточничества».

    К главе «Общая характеристика процессуальных актов пред­варительного расследования» дипломной работы по теме «Рече­вая культура процессуальных актов...» дано следующее вступле­ние:

    «Уголовно-процессуальный закон ставит перед следователем задачу быстрого и полного раскрытия преступлений. Для выполнения этой задачи следователь производит определенные следственные действия, которые оформляются в предусмотренную законом процессуальную форму. Каждый процессуальный документ должен отвечать опреде­ленным требованиям. Поэтому необходимо рассмотреть в данной гла- ие вопросы культуры следственных действий, значение их письменной фиксации; определить требования, предъявляемые к процессуальным актам, дать их типологическую характеристику».

    Заключение к этой же главе:

    «Итак, мы дали юридическую характеристику процессуальных ак­тов предварительного расследования. Однако «все в праве выражается через язык: и сама правовая норма как единство государственной воли и особой ее логической структуры, и средства выражения правовой нормы вовне» [83, с. 3]. Поэтому во второй главе необходимо рассмот­реть вопросы взаимодействия языка и права».

    Такое оформление материала реализует основную стилевую черту научного стиля — подчеркнутую логичность.

    В заключении научной работы формулируются общие выво­ды, могут быть высказаны предложения по усовершенствова­нию решения данной проблемы. Важно, чтобы заключение обязательно было связано с содержанием работы. Оно не долж­

    Каждая глава включает в себя несколько параграфов, кото­рым предшествует небольшое вступление. В конце каждой гла­вы делается вывод. К первой главе («Взаимосвязь обстановки совершения преступления с основными положениями методи­ки расследования взяточничества») дипломной работы по теме «Расследование взяточничества на начальном этапе» дано такое вступление:

    «Прежде чем приступить к изложению вопросов расследования взя­точничества, необходимо вначале дать краткую характеристику усло­вий, отражающих не только социально-экономическую среду, но и те ее факторы, которые оказывают влияние на процесс расследования, в том числе и на разработку методик по расследованию преступлений. Затем рассмотрим понятийный аппарат методики расследования преступле­ний вообще, в том числе и методики расследования взяточничества».

    К главе «Общая характеристика процессуальных актов пред­варительного расследования» дипломной работы по теме «Рече­вая культура процессуальных актов...» дано следующее вступле­ние:

    «Уголовно-процессуальный закон ставит перед следователем задачу быстрого и полного раскрытия преступлений. Для выполнения этой задачи следователь производит определенные следственные действия, которые оформляются в предусмотренную законом процессуальную форму. Каждый процессуальный документ должен отвечать опреде­ленным требованиям. Поэтому необходимо рассмотреть в данной гла- ие вопросы культуры следственных действий, значение их письменной фиксации; определить требования, предъявляемые к процессуальным актам, дать их типологическую характеристику».

    Заключение к этой же главе:

    «Итак, мы дали юридическую характеристику процессуальных ак­тов предварительного расследования. Однако «все в праве выражается через язык: и сама правовая норма как единство государственной воли и особой ее логической структуры, и средства выражения правовой нормы вовне» [83, с. 3]. Поэтому во второй главе необходимо рассмот­реть вопросы взаимодействия языка и права».

    Такое оформление материала реализует основную стилевую черту научного стиля — подчеркнутую логичность.

    В заключении научной работы формулируются общие выво­ды, могут быть высказаны предложения по усовершенствова­нию решения данной проблемы. Важно, чтобы заключение обязательно было связано с содержанием работы. Оно не долж­

    но быть длинным. Прочитайте заключение дипломной работы

    о речевой культуре процессуальных актов:

    «Проведенный нами анализ процессуальных актов предварительно­го расследования показал, что тема, взятая для дипломного исследова­ния, актуальна. Будущий юрист обязан знать, что процессуальный до­кумент должен быть написан юридически грамотно, в соответствии с современным уровнем правовых знаний, с соблюдением правил грам­матики и стилистики. Для этого необходимо повседневно не только углублять правовые знания, но и повышать культуру письменной речи. Пути повышения культуры речи следователя мы видим следующие. Считаем необходимым введение на всех юридических факультетах ву­зов спецкурса «Культура речи юриста», в котором большое внимание уделять работе с процессуальными документами. Полезно было бы ор­ганизовать проведение регулярных занятий для следователей по куль­туре официально-деловой речи.

    Требуется пересмотреть тексты и их оформление в сборнике «Про­цессуальные акты предварительного расследования. Примерные об­разцы». С этой целью необходимо привлечь к работе лингвистов.

    Предлагаем отразить в уголовно-процессуальном законе единые требования, которым должен соответствовать каждый процессуальный документ. Все сказанное в конечном итоге даст положительные ре­зультаты».

    Предваряет каждую научную работу оглавление, в конце ра­боты приводится список использованной литературы.

    Лингвистические термины

    Отыменные предлоги — предлоги, образованные от имен су­ществительных: наряду с, в течение, в связи и др.

    Вопросы для самопроверки

    1. Какова функция научного стиля? 2. Какие функции вы­полняет язык в научном стиле? 3. Что является формой мыш­ления в науке? 4. Какой способ изложения характерен для на­учных произведений? 5. Назовите стилевые черты научного стиля. 6. Как проявляются стилевые черты научной речи в языковых средствах? 7. Почему логичность в научном стиле называется подчеркнутой? 8. Какие подстили выделяются в на­учном стиле? 9. Какова композиция курсовой, дипломной ра­боты? 10. Какие вопросы необходимо поставить во введении к научной работе? 11. Какова структура главной части научной работы? 12. Каким требованиям должно отвечать заключение?

    Примерный план практического занятия Теоретическая часть

    1. Сфера общения, социальная функция, способ мышления

    в научном стиле.

    1. Стилевые черты научного стиля.

    2. Языковые характеристики.

    3. Подстили и жанры научного стиля.

    4. Композиция учебного научного сочинения.

    Практическая часть

    Задание 1. Прочитайте материалы, предложенные профессо- ром-юристом в качестве плана по теме «Логико-языковые фе­номены в праве, юридической науке и практике». Отметьте не­доработки в составлении плана. Все ли пункты плана соответствуют теме работы? Подумайте, можно ли по данному плану представить цель, основные мысли автора, глубину рас­крытия темы. Логично ли раскрывается тема? Дайте полезные советы. Попытайтесь составить план основной части: выделите главы и параграфы к ним.

    Предисловие.

    Главы.

    1. Идеальные объекты в правовой науке и правовом

    регулировании. Роль языка. Юридические документы.

    1. Нормы и правовые предписания.

    2. Субъективные права и юридические обязанности.

    3. Принципы правовой науки и правовой перестройки.

    4. Проблемы и вопросы.

    5. Факты в юридической науке и правовом регулировании.

    6. Оценки в правовом регулировании.

    7. Идеальные модели в правоведении.

    8. Аксиомы в праве и юридической науке.

    9. Призывы, рекомендации, директивы, соглашения. Метафоры и

    афоризмы в юридической науке.

    Задание 2. В отрывке из научного сочинения по теме «Логи- ко-языковые феномены...» выделите языковые средства всех уровней, характерные для научного стиля. Отметьте употребле­ние разговорных средств, замените их; вставьте пропущенные слова, ликвидируйте многословие.

    Нормы права зачастую определяются как «мера», «масштаб», «об­раз» поведения, а последнее время и как «модель поведения». Никто, конечно, не приписывает этим «мере», «масштабу» или «модели» ста­туса материального вещественного феномена, а явно или неявно рас­сматривает их в качестве идеальных объектов (образов). Чаще всего норма права определяется через такое общее понятие, как правило по­ведения. Авторы, стремящиеся идти дальше, определяют, в свою оче­редь, правило поведения (хотя и не совсем адекватно) как суждение или нормативное суждение.

    Задание 3. Поспорьте с автором той же работы. Прав ли уче­ный, говоря об образности научной мысли?1 Языковые средст­ва какого стиля анализирует ученый? Проследите смешение стилей в данном тексте. Исправьте текст.

    В юридической науке и практике существуют метафоры как отра­жение метафор, содержащихся в языке закона, так и свои собствен­ные. С помощью метафор наука добивается определенной образности, наглядности, доступности научной мысли, а также краткости. Мета­форы зачастую использовали классики марксизма-ленинизма для дос­тижения указанных целей. Вспомните начало «Манифеста Коммуни­стической партии»: «Призрак бродит по Европе — призрак коммуниз­ма» или известное выражение: «Государство — машина, чтобы угнетать одних другими». «Этой машиной и дубиной мы разгромим всякую эксплуатацию», — говорил В. И. Ленин в лекции «О государст­ве» и заканчивал: «Мы эту машину отдадим на слом». Или вспомним другое образное выражение В. И. Ленина о том, что рабочему и кре­стьянину никогда не прорваться через проволочные заграждения бур­жуазных запалов.

    Задание 4. Прочитайте текст научного сообщения, подготов­ленного студенткой юридического факультета. Обратите вни­мание, как сформулирована цель работы; подумайте, насколько аргументированным и воздействующим является сообщение. Чем это достигается? Выделите структурно-композиционные части сообщения; проследите логику рассуждения: как опреде­ляются понятия, даются суждения и умозаключения. Пронаб­людайте, где и как указан конфликт, на котором построено со­общение; отметьте констатацию, опровержение, доказательст­во, их последовательность в работе; проследите, как создается смысловая градация. Выделите языковые средства, раскрываю­

    Для ответа на этот вопрос прочитайте: Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993. Тема «Научный стиль».

    щие объективность и отвлеченно-обобщенность. Укажите сред­ства связи, отражающие подчеркнутую логичность на уровне предложений и их частей, на уровне композиционных частей сообщения.

    Шустова М. JI.

    ПРОЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ В ТЕКСТЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА

    В лингвистике и юридической литературе неоднократно обраща­лось внимание на функции языка права. Так, А. А. Ушаков указывал, что основной функцией языка в праве является выражение волевых предписаний государства, передача этих предписаний гражданам и уч­реждениям1. Лингвисты, в частности, М. Н. Кожина, утверждают, что язык права несет на себе стилевую окраску долженствования2.

    Обратившись к исследованию языка Уголовного кодекса РСФСР и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, мы отметили, что наиболее отчетливо и разнообразно функция повеления проявляется в синтаксисе УПК РСФСР. Однако язык УПК не был предметом наблюдения лин­гвистов, хотя необходимость его изучения вызывается все возрастаю­щим к нему интересом юристов3, а также проблемами практического применения норм уголовно-процессуального закона. Именно вопросы практического характера определили тему нашего исследования.

    Цель данной работы — рассмотреть, как предписания УПК РСФСР реализуются в языковых средствах, т. е. как в соответствии с его со­держанием проявляется функция долженствования (далее — ФД); про­следить разновидности проявления ФД в зависимости от вида право­вой нормы; выделить наиболее частотные модели, через которые вы­ражается функция долженствования.

    Прежде чем говорить о способах и формах проявления ФД, следует определить понятие функция языка. Функцию языка, вслед за В. А. Ав­рориным4, мы понимаем как практическое проявление сущности язы­ка, реализацию его назначения в качестве средства коммуникации в обществе.

    См.: Ушаков А. А. Очерки советской законодательной стилистики: Учеб. пособие. Ч. 1. Пермь, 1967. С. 83.

    См.: Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993. С. 175; Она же. О речевой системности научного стиля сравнительно с неко­торыми другими. Пермь, 1972.

    См., например: Савицкий В. М. Язык процессуального закона: Во­просы терминологии. М., 1987; Соловьева Т. А. Оценочные понятия и суждения в уголовно-процессуальном праве // Правоведение. 1987. № 3.

    См.: Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., 1975. С. 34.

    Для сферы общения, соотносимой с функциональным стилем, как известно, характерна определенная форма общественного сознания, тип мышления1. Коммуникация в области правовых отношений при­звана служить осуществлению основных функций права: функций ре­гулирования общественных отношений, волеизъявления2. Регулирова­ние процессуальных действий, прав и обязанностей государственных правоохранительных органов, а также лиц, участвующих в уголовном процессе (свидетелей, защитников, обвиняемых и др.), заложено в нормах УПК РСФСР.

    Функция долженствования, являясь коммуникативной функцией, как пишет Г. А. Золотова3, наиболее ярко и полно выражается в син­таксических единицах, так как синтаксис непосредственно соотносит­ся с процессом мышления и процессом коммуникации. Эта функция выражается в основном в формах сказуемого.

    Достаточно полное описание форм проявления долженствования в официально-деловом стиле содержится в работах М. Н. Кожиной, по­сле чего оно так или иначе повторялось некоторыми лингвистами, причем не всегда обоснованно выражающими свое мнение. Так, Т. В. Губаева считает, что «модальность долженствования рассматри­вается в таких конкретно-языковых проявлениях, как инфинити­вы...»4. Подобная форма проявления долженствования как в языке УК РСФСР, так и в языке УПК РСФСР нами не обнаружена. Однако в УПК мы выявили различные и довольно интересные способы прояв­ления функции повеления. При явном многообразии моделей сказуе­мого и оттенков долженствования в нормах УПК нам представляется важным выяснить, от чего зависит выбор определенной «модели ска­зуемого в том или ином случае. Необходимость выбора формы сказуе­мого, по нашему мнению, обусловлена характером содержания право­вой нормы.

    Уголовно-процессуальная норма предоставляет работникам право­охранительных органов государства и другим участникам уголовного процесса юридические права и налагает на них юридические обязан­ности5. В зависимости от характера прав и обязанностей регулятивные нормы (т. е. нормы УПК) подразделяются на три вида: 1) обязываю­щие — устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия; 2) запрещающие — устанавливающие запре­

    См.: Кожина М. Н. Стилистика русского языка. С. 48.

    Там же. С. 175.

    См.: Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973. С. 6—7.

    См.: Губаева Т. В. Языковые оценочные структуры в тексте уго­ловного закона // Теоретические проблемы стилистики текста: Тез. докл. Казань, 1985. С. 82.

    См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 32.

    ты на действия известного рода; 3) управомочивающие, или дозволяю­щие, — юридические нормы, которые устанавливают права на совер­шение управомоченным лицом тех или иных действий1.

    Кроме того, текст уголовно-процессуальной нормы характеризует­ся своеобразной композицией. Он содержит два элемента: гипотезу, которая указывает на условия действия нормы, и диспозицию, указы­вающую на содержание прав и обязанностей. ФД, как правило, прояв­ляется во второй части нормы — в диспозиции, например: Если при выемке, обыске, наложении ареста на имущество имели место попытки уничтожить или спрятать предметы и документы... протокол должен содержать указание на это (ст. 176). При наличии оснований, указанных в статье 89 настоящего Кодекса, следователь может избрать в отно­шении разыскиваемого меру пресечения (ст. 196). Если обвиняемый не зая­вил о желании иметь защитника, ему предъявляются для ознакомления все материалы дела (ст. 201)2.

    В зависимости от приведенной выше классификации уголов- но-процессуальных норм мы выделяем два способа выражения ФД, используя при этом условные термины. Первый способ мы назвали прямым, или активным; второй — косвенным, или неактивным.

    Прямой способ характерен для норм обязывающих и запрещающих и проявляется в том, что в норме закона содержится непосредственное указание на долженствование при помощи модальных слов должен, обязан, невозможно, необходимо, обязательно, не вправе, не можети др. Модальные слова вправе, может,не имеющие значения долженство- иания, приобретают его в сочетании с частицей не.В этом случае за­кон прямо указывает на необходимость или недопустимость осуществ­ления определенного действия. Значение необходимости действия реализуется также и без использования модальных слов — через упот­ребление глаголов действительного и страдательного залога настояще­го времени во вневременном значении. Сделанные наблюдения пред­ставлены в таблице 1, включающей наиболее частотные модели этого способа проявления ФД. Как видно из приведенного материала, почти каждая модель имеет ряд модификаций, которые мы различаем по мо­дальным словам (Мс).

    Таблица 1. Прямой (активный) способ выражения ФД

    1. Мс/д/

    | 1 -1Обязательно (ы):участие обязательно [Т.] Необходимо (ы):производство необходимо

    1. Невозможно (ы): участие невозможно

    См.: Алексеев С. С. Общая теория права. С. 69.

    См.: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1984.

    1. Мс/д/+ инф.

    ГП Обязан+ инф.: прокурор обязан допросить

    [~2^Должен+ инф.: доказательства должны храниться

    1. Не вправе + инф.: никто не вправе воздержаться

    2. Не может + инф.: адвокат не может допрашиваться

    1. Мс /д/ + инф. + сущ.

    Обязан+ инф. + сущ.: прокурор обязан дать санкцию \Т\Должен+ инф. + сущ.: осужденный должен отбывать наказание

    1. Не вправе+ инф. + сущ.: следователь не вправе перелагать обя­занность доказывания

    2. Мс /д/ + прилаг.

    \Т}Должен быть + прилаг.

    1. Мс /д/ + сущ.

    1. Не может быть+ сущ

    1. Мс /д/ + прич.

    \Т\Должен быть+ прич.: подозреваемый должен быть допрошен

    1. Не может быть + прич.: дело не может быть истребовано

    1. Мс /д/ + прич. + сущ.

    [У\Должен быть + прич. + сущ.: залогодатель должен быть постав­лен в известность

    1. Не может быть + прич. + сущ.: никто не может быть подверг­нут...

    1. Глагол настоящего времени

    [Т]Глагол действ, залога: суд направляет дело; следователь прекраща­ет...

    [2]Глагол страд, залога: обвиняемый допрашивается; понятые вызы­ваются.

    Вероятно, может вызвать недоумение тот факт, что модели с пас­сивной формой выражения включены нами в активный способ прояв­ления ФД. Напомним, что этот термин выбран условно. С точки зре­ния лингвистики следовало бы назвать его пассивным, но с позиции права — в аспекте коммуникативно-стилистическом — мы имеем все основания называть его активным. При этом исходим прежде всего из функции права, из содержания нормы закона. Поэтому, в частности, в структуре сказуемого берем за основу модальную, а не именную часть.

    Модели и модификации второго способа выражения ФД — косвен­ного, или неактивного, — представлены в таблице 2. Этот способ ха­

    рактерен для норм дозволяющих. Он используется, когда у участника уголовно-процессуальных отношений есть возможность выбора опре­деленного действия, нет необходимости следовать только одной моде­ли поведения. Возможность выбора подчеркивают модальные слова может, вправе, возможно, не обязательнои др.

    Таблица 2. Косвенный (неактивный) способ выражения ФД

    1. Мс /в/ + инф.

    ПрМожет+ инф.: адвокат может участвовать

    1. Вправе+ инф.: обвиняемый вправе отказаться

    2. Имеет право+ инф.: обвиняемый имеет право знать

    1. Мс /в/ + инф. + сущ.

    ГГ]Может+ инф. + сущ.: орган дознания может производить дей­ствия

    1. Вправе + инф. + сущ.: суд вправе произвести очную ставку

    2. Имеет право + инф. + сущ.: имеет право давать объяснения

    1. Мс /в/ + прич.

    1. Может быть+ прич.: свидетель может быть допрошен

    1. Мс /в/ + прилаг.

    1. Может быть+ прилаг.: приговор может быть обвинительным

    1. Прилагательное /в/

    1. Возможно (а):ответственность возможна

    2. Не обязательно: проведение предварительного следствия не обяза­тельно

    Примечания: Мс /д/ — модальное слово с оттенком долженствова­ния. Мс /в/ — модальное слово с оттенком возможности. Наиболее частотные формы обоих способов выражения ФД отмечены на табли­це значком □. Среди них можно особо выделить расщепленные, или именные, сказуемые. Они выражают значение процесса, действия, г. е. функционально равнозначны глаголу и представляют собой кли­ше юридического характера, например: произвести обыск, произвести допрос.

    Итак, на конкретных примерах мы рассмотрели, как проявляется диалектическое единство содержания уголовно-процессуального зако­на и языковой формы его выражения. В заключение следует сказать, что мы не претендуем на полное раскрытие вопроса. За пределами данных наблюдений остались многие достойные внимания явления. Дальнейшие исследования в этой области дадут, вероятно, немало ин­тересных сведений о функциональной природе языка права.

    Задание 5. Проанализируйте план и введение к дипломной работе по теме «Роль защитника в российском уголовном судо­производстве». Отметьте их положительные характеристики и недостатки. Исправьте недочеты.

    Введение.