Историография фольклористики
Интерес к фольклору в древности (летописи). Первые записи фольклора, первые сборники пословиц, списки былин, собрания песен и проч.
Зарождение русской науки (истории и филологии) и изучение народного творчества. Историк В.Н.Татищев о фольклоре, В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов о фольклоре. Собирание фольклора в 18 веке. Развитие интереса к народной культуре. Сборники Кирши Данилова, М.Д.Чулкова, Н.И.Новикова и ряда других.
Писатели-романтики о фольклоре. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь о народном творчестве. Собиратели народного творчества: И.П.Сахаров, И.М.Снегирев, П.В.Киреевский, А.Н.Афанасьев, В.И.Даль, П.И.Якушкин, И.А.Худяков, П.Н.Рыбников, А.Ф. Гильфердинг. Значение их деятельности.
Формирование русской академической науки о фольклоре. Труды ученых-мифологов (Ф.И.Буслаева, А.Н.Афанасьева, О.Ф.Миллера, А.А. Потебни и др.) и связь их с научной деятельностью ученых Западной Европы (А. Гумбольд, братья Якоб и Вильгельм Гримм и др.). Решение мифологами вопроса о происхождений фольклора. Теория мифа. Ее разновидности. Отношение теории к сравнительно-историческому изучению языков. Объяснение сходства сюжетов и образов в фольклоре разных народов. Применение и разработка сравнительного метода изучения фольклора. Научные заслуги представителей мифологической школы и их заблуждения.
Школа заимствования (Т. Бенфей и др.) Труды А.Н. Пыпина, В.В. Стасова, отношение их разысканий к работам ученых Западной Европы. Проблема происхождения и сходства сюжетов и ее решение в трудах миграционистов. Идея А.Н. Веселовского о «встречных решениях» при заимствовании.
Развитие исторической науки и этнографии и их значение для изучения фольклора. Антропологическая школа (теория самозарождения сюжетов). Проблема происхождения и сходства сюжетов, ее решение. Труды А.Н. Веселовского по проблемам санкретизма искусства, история эпоса, лирики драмы. Идеи исторической поэтики. Сравнительное изучение фольклора в трудах А.Н. Веселовского и его учеников, последователей (Е.Н. Аничков др.).
Зарождение исторического метода исследования фольклора. Значение работы Л.Н. Майкова для формирования исторической школы. Глава школы - В. Ф. Миллер, его основные труды и их значение. Работы его единомышленников и последователей: И.Н. Жданова, М.Н. Сперанского, А.В. Маркова, С.К. Шамбинаго и др.
Общие труды по русскому фольклору (П.В. Владимиров, А.Н. Пытин, М.Н. Сперанский, А.М. Лобода). Значение собирания фольклорных материалов (новые записи былин, сказок, песен и других жанров) для развития фольклористики. Сборники П.В. Шейна, Н.Е. Ончукова, А.В. Маркова, А.Д. Григорьева, Д.К. Зеленина, Б.М. и Ю.М. Соколовых.
Современная фольклористика как новый этап в изучении народного поэтического творчества. Организационная работа в области собирания фольклора. Собирательская и издательская деятельность академических институтов (Института русской литературы, Института этнографии РАН РФ), университетов, пединститутов. Исследования Б.И. и Ю.М. Соколовых, М.К. Азадовского, Н.П. Андреева, А.И. Никофорова. Значение их деятельности для развития фольклористики: расширение научной проблематики, совершенствование методологии и методики.
Труды В.Я. Проппа, П.Г. Богатырева, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова и других ученых. Многообразие существующих методов и подходов. Изучение былин, исторических песен, сказок, драмы, современного фольклора. Главные направления: изучение фольклора как искусства слова, историческое, этнографическое, лингвистическое, музыковедческое.
Дискуссии о специфике фольклора (1950-е, 1960-е), об историзме эпоса (1960-е, 1980-е). Развитие сравнительно-типологического изучения фольклора. Структуралистический метод в изучении фольклора. Изучение фольклора современности. Новейшие исследования лирических песен, сказок, былин.
Приложение 1
СГПИ
ДНЕВНИК
прохождения фольклорной практики
(вид практики)
студента ИФФ
---------- курса «_____» группы
___________________________________
(фамилия)
___________________________________
(имя, отчество)
Ставрополь, 2011
Приложение 2
Календарно-тематический план прохождения практики
№ | Дата | Место прохождения практики | Направление работы | Отметка о вып. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись студента__________________
«___»______________2011 г.
- Задачи учебной / производственной практики
- 11. Приложения
- Обязанности группового руководителя:
- Знания, умения и навыки
- Литература
- Памятка для студентов
- Тематика написания рефератов
- Песни и стихи
- Анекдоты и афористические жанры
- Несказочная проза (бывальщины, былички, легенды, предания)
- Детский фольклор
- Историография фольклористики
- Дневник практики