Детский фольклор
Объем понятия «детский фольклор»: творчество взрослых для детей, творчество взрослых, перенятое и освоенное детьми, собственно детское творчество. Деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации.
Колыбельные песни. Их народное название «байки». Практическая функция, возникшая на основе осознания роли ритма для успокоения ребенка. Связь баек с заговорами и магическими обрядами. Неосознанно-художественные и чисто художественные образы. Образы ката, птиц и др. детский мир колыбельных песен, выражение дум, чувств матери, няньки. Свободная композиция колыбельных песен. Мотив как конструктивная единица (А.Н.Мартынова). Импровизационное начало и его роль при исполнении колыбельных песен. Традиционные особенности языка и стиля.
Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток - перевертыши. Нарочитое смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.
Заклички как ослабленная форма заклинаний и заговоров. Связь закличек с календарным фольклором, магическими обрядами. Связь закличек с временами года, погодой, праздниками и др. Понятие «детский народный календарь» (Г.С.Виноградов).
Игры, игровые припевки и приговорки. Игра как комплекс начал практической педагогики, искусства и физического воспитания. Жеребьевые сговорки как прелюдия к игре. Считалки, их происхождение и темы. Игровая функция считалок и элементы художественного творчества в них. Заумный счет и его происхождение. Дразнилки и поддевки. Связь дразнилок с прозвищами, кличками. Структура дразнилки как рифмованного прибавления к имени, усложненные структуры - их связь с прибаутками. Поддевки как элемент «игрового» поведения. Скороговорки как элемент словесной игры.
Значение детского фольклора в народной «педагогике», семейном воспитании и развитии начал художественного творчества. Собирание детского фольклора и научное значение книги К.И.Чуковского «От двух до пяти».
- Задачи учебной / производственной практики
- 11. Приложения
- Обязанности группового руководителя:
- Знания, умения и навыки
- Литература
- Памятка для студентов
- Тематика написания рефератов
- Песни и стихи
- Анекдоты и афористические жанры
- Несказочная проза (бывальщины, былички, легенды, предания)
- Детский фольклор
- Историография фольклористики
- Дневник практики