Народно-языковая основа старославянского языка.
Как считает большинство ученых, Кирилл и Мефодий, школа Климента в качестве основы старославянского языка использовали древнемакедонский диалект болгарского языка. После закрепления столицы Болгарии в Преславле, на старославянский язык, который был признан древнеболгарским литературным и государственным языком, сильнейшее воздействие оказали другие диалекты живого болгарского языка. С течением времени столица Болгарии опять вернулась в Охрид. Поэтому македонский диалект вновь стая играть роль основы старославянского языка. Однако существенной разницы между двумя вариантами старославянского языка (болгарской и македонской ориентации) не наблюдается, хотя и сохраняются некоторые отличия в лексике, о чем будет сказано в соответствующем разделе.
Надо указать, что в процессе установления основы старославянского языка выдвигались и другие теории, например, упоминавшаяся уже версия восточнославянской основы славянской письменности, основоположником которой был И.И.Срезневский. Чешский ученый Й. Добровский основой старославянского языка считал древнесербский язык. Словенец В. Калкгар утверждал паннонскую (словенскую) основу. Его аргументацию поддерживали словенский исследователь Ф. Миклошич и словак П. Шафарик. Еще один словенский ученый В. Облак, изучавший древнейшие старославянские памятники (Киевские листки, Пражские отрывки) и живые македонские диалекты, пришел к окончательному выводу о древнемакедонской основе старославянского языка. Данный вывод был поддержан большинством лингвистов, так как он был наиболее очевидным с исторической и лингвистической точки зрения. И, конечно, прежде всего он был обусловлен тем, что древнемакедонский диалект болгарского языка был родным языком для создателей старославянского языка солунских братьев Константина и Мефодия.
Итак, с появлением письменности в середине IX в. языковая ситуация у славян принципиальным образом меняется. До этого времени славянский язык знал только одну форму существования — народный язык, живущий как совокупность диалектов.
Исторически диалект — это первичная форма существования языка, обслуживающая наиболее простые коммуникативные потребности социально однородного общества. Следствием деятельности Кирилла, Мефодия и их продолжателей явилось возникновение новой для славян формы языка — литературной. Литературный язык — это язык всех проявлений культуры. Возникая на базе того или иного диалекта, литературный язык стремится дистанцироваться от него и жить по иным законам. Противопоставим свойства народного и литературного языков. Впервые это было сделано Трубецким в работе «Общеславянский элемент в русской культуре».
Выделенные признаки не надо абсолютизировать. Так, народный (диалектный) язык может получить отражение на письме при условии, что носитель диалекта освоил буквы, но не получил опыта ни чтения, ни создания текстов на литературном языке. Древнегреческий язык благодаря текстам Гомера стал литературным еще до того, как появилась письменность. Какое-то время он существовал в качестве литературного, но не имел при этом письменной формы.
- Даждьбог
- Семаргл
- Стрибог
- Славянский календарь. Славянские праздники.
- Обряды. Свадебный обряд
- Жизнь солунских братьев в датах
- Солунские братья в исторических источниках
- Жизнь Кирилла до великоморавской миссии
- Великоморавская миссия
- Деятельность Мефодия
- Продолжение дела славянского просвещения в Болгарии
- Распространение письменности на славяноязычной территории.
- Народно-языковая основа старославянского языка.
- Противопоставление свойств народного и литературного языков
- Язык и диалект
- Старославянский язык как первый литературный язык всех славян
- Соотношение литературного и народного языков
- Глаголица и кириллица