logo
4

18. Обучение орфографии

Письмо – это сложное речевое умение, которое характеризуется трехчастной структурой: побуждающей (это мотив, желание общения с целью передать какую-то информацию письменно), формирующей (формирование самого высказывания, отбор слов, нужных для конкретного текста), результирующей (фиксация продукта письменной речи с помощью графических средств языка).

Обучение письму играет важную роль при изучении иностранного языка. Учащиеся должны освоить технику письма, научиться писать буквы и владеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Сам же процесс овладения графикой и орфографией английского языка оказывает положительное воспитательное воздействие на школьников, на развитие памяти, волевых качеств и т.д.

Орфография – это правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передачи звука или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется только одно написание для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием, которое и признается правильным, а все другие – ошибочными.

Для обучения орфографии целесообразное учитывать следующие разную орфографическую трудность слов и однотипность трудностей. Слова, представляющие трудность одного порядка следует объединять в группы. Исходя из этого можно выделить 5 групп слов, орфографией которых необходимо овладеть учащимся 4-7 классов.

К ПЕРВОЙ ГРУППЕ относятся односложные слова с закрытым слогом (bed, not, sit). Это наиболее легкие с точки зрения написания слова, так как число звуков и бук в них совпадает.

ВТОРАЯ ГРУППА включает слова с открытым слогом (name, like, nose). Орфография этих слов сложнее, так как конечная е не имеет звукового эквивалента в произносимом слове.

ТРЕТЬЮ ГРУППУ составляют слова, содержащие буквосочетание гласной + r (arm, form, first, turn). Правописание подобных слов составляет для учащихся большую трудность, потому что для передачи одного и того же звука используются разные буквосочетания.

К ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЕ можно отнести слова, содержащие типичные буквосочетания гласных (ea, oo, oi, ai, ei). Сложность написания слов этой группы состоит в том, что в них нет однозначных звуко-буквенных соответствий: буквосочетание ea может читаться как [i:] – clean, [e] – head, [ei] – break.

ПЯТУЮ ГРУППУ СЛОВ составляют так называемые трудные слова, орфография которых подчинена историческому принципу (one, busy, answer, two, daughter). Овладение орфографией подобных слов возможно только на основе зрительных представлений при многократном повторении действий и установлении звуко-буквенных соответствий.

При обучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов у учащихся следует вырабатывать привычку не «срисовывать» слово буква за буквой, а внимательно посмотреть на слово, постараться запомнить и писать по памяти. Этот прием развивает зрительную память, учит правильному написанию и ускоряет темп списывания, способствует лучшему зрительному запоминанию слов, так как слово прочитывается про себя и вслух, проговаривается, удерживается в кратковременной памяти и записывается.

При обучении написанию слов следует также помогать учащимся устанавливать ассоциативные связи по сходству (look – book, down – brown, right – night) и тем самым способствовать не только лучшему запоминанию орфографии слов, их повторению, но и усвоению правил чтения по различию в написании одинаково или похоже звучащих слов (too - two, right – write, live – leave).