Аудирование как цель и как средство обучения, механизмы аудирования
Аудирование – это рецептивная деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи. Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), в результате чего происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись (т.е. наступает смысловое понимание).
В практическом курсе аудирование присутствует как цель и как средство обучения. Цель обучения аудированию определяется общими задачами курса и этапом обучения. Так, в задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования. Задача аудирования – научить понимать речь.
Выступая в учебном процессе в качестве средства обучения, аудирование помимо своей основной, собственно коммуникативной, роли выполняет множество вспомогательных, педагогических функций. Оно стимулирует речевую деятельность учащихся, обеспечивает управление процессом обучения, используется для знакомства учащихся с новым языковым, речевым и страноведческим материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех видах РД, помогает поддерживать достигнутый уровень владения речью, повышает эффективность обратной связи и самоконтроля.
Аудирование тесно связано с другими видами РД. И аудирование, и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные виды РД. Аудирование и говорение представляют две стороны единого явления, называемого "устной речью".
Трудности аудирования. Восприятие речи на слух сопряжено с преодолением множества трудностей, вызванных в основном 3 факторами: условиями коммуникации, лингвистическими особенностями звучащей речи, объективной сложностью перекодирования звуковых сигналов в смысловую запись. Первая группа трудностей связана с условиями коммуникации, среди них наиболее существенны следующие:
однократность предъявления информации и необратимость звучащей речи не дают аудитору возможности ретроспективным пословным анализом и требуют от слушающего быстрого, почти синхронного опознания звуковых сигналов;
темп, задаваемый говорящим, заставляет аудитора воспринимать речь в "навязанном" ему скоростном режиме;
аудирование речи людей с различными голосовыми характеристиками и индивидуальной произносительной манерой вызывает необходимость адаптироваться к голосам разной силы и тембра, а также к произношению, иногда отклоняющемуся от нормативного;
отсутствие зрительных опор и обратной связи с источником информации особенно осложняет понимание "механической речи".
Вторая группа аудитивных трудностей обусловлена лингвистическими характеристиками звучащей речи. К ним относятся:
фонематические трудности, возникающие в связи с расхождением графического и акустического облика слова в условиях неполного стиля произношения;
ритмико-интонационные особенности;
трудности лексического характера, вызванные распознаванием омофонов (мог – мок), омонимов (глава делегации – глава в книге), разграничение лексических средств выражения многозначных слов (острый нож/острый ум), различением паронимов (единый/единственный), имён собственных;
трудности восприятия экспрессивной и стилистически окрашенной речи, создаваемые транспозицией грамматических форм (Как мы себя чувствуем?).
К третьей группе относятся трудности, связанные с пониманием смысловой стороны информации:
понимание предметного (фактического) содержания;
понимание логики изложения;
осмысление общей идеи сообщения, понимание мотивов говорящего, формирование своего отношения к услышанному.
Механизмы аудирования. Все трудности осложняют работу психофизиологических механизмов аудирования. В реальной коммуникации эти механизмы работают почти синхронно.
1. Механизм оперативной памяти удерживает в сознании воспринятые на слух слова и словосочетания в течение того, времени, которое необходимо слушающему для осмысления фразы или законченного фрагмента. Чем лучше развита память, тем больше величина единицы восприятия.
2. Механизм вероятностного прогнозирования даёт возможность по началу слова, словосочетания, предложения, целого высказывания предугадать его конец.
3. Механизм долговременной памяти. Благодаря этому механизму происходит сличение поступающих речевых сигналов с теми стереотипами, которые хранятся в нашем сознании. В отличие от других речевых механизмов долговременная память формируется не специальными упражнениями, а всем предшествующим опытом.
4. Механизм осмысливания осуществляет эквивалентные замены путём превращения словесной информации в образную.
- Общеевропейское понимание коммуникативной компетенции
- Содержание обучения иностранному языку
- Принципы обучения иностранному языку
- Средства обучения иностранному языку
- Артикуляторный и акустический подходы в обучении фонетике
- Языковая политика в области лингвистического образования
- Способы семантизации лексических единиц
- Структура урока иностранного языка
- Требования к умк по иностранному языку
- Пути адаптации умк “Hotline”
- Аудирование как цель и как средство обучения, механизмы аудирования
- Система упражнений для развития навыков аудирования
- Условия и закономерности развития билингвальной и бикультурной языковой личности
- 14. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста
- 15. Обучение монологу. Его разновидности и характеристики
- 16. Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики
- 17. Обучение графике
- 18. Обучение орфографии
- Система работы над формированием языковых навыков, представленных в умк “Hotline”
- Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности. Различные виды чтения