Категория лица, рода и числа спрягаемых глаголов
Лицо – это грамматическая категория, означающая отношение процесса и его субъекта к говорящему лицу. Лицо – словоизменительная, номинативная грамматическая категория, которая выражается синтаксически (при помощи личных окончаний) и аналитически (при помощи личных местоимений).
Выделяют основное, частное и переносное значение лица. Основное значение проявляется в личной форме вне контекста; частное и переносное – только в контексте.
Основные значения передаются 1-ым, 2-ым и 3-им лицом глагола. «Категориальными значениями личных форм изъявительного наклонения являются: д л я ф о р м ы 1 л. в ед. ч. – отнесенность действия к говорящему: (я) говорю, хожу, учусь, читаю; во мн. ч. – отнесённость действия к группе лиц, включая говорящего: (мы) говорим, ходим, учимся, читаем. Д л я ф о р м ы 2 л. ед. ч. – отнесённость действия к собеседнику: (ты) говоришь, ходишь, учишься, читаешь; во мн. ч. – отнесённость действия к группе лиц, включающей собеседника: (вы) говорите, ходите, учите, читаете. Д л я ф о р м ы 3 л. ед. ч. – отнесённость действия к лицу, не являющемуся ни говорящим, ни собеседником, или к неодушевленному предмету: (он) говорит, ходит, учится, читает; (он, она, оно) кипит, бурлит, зеленеет, ржавеет; во мн. ч. – отнесенность действия к группе лиц, не включающих собеседника, или к группе неодушевленных предметов: (они) говорят, ходят, учатся, читают; (они) кипят, бурлят, зеленеют, ржавеют» [Русская грамматика – 1980, т. 1, с. 637].
Частные значения выделяются в определённых контекстах.
Обобщенное значение передается:
1-ым лицом ед. ч.: Чужую беду руками разведу (Посл.). Моя хата с краю, ничего не знаю (Посл.);
2-ым лицом ед. ч.: Что посеешь, то и пожнёшь (Посл.). Любишь кататься, люби и саночки возить (Посл.). Из песни слова не выкинешь (Посл);
1-ым лицом мн. ч.: Что имеем – не храним, потерявши – плачем (Посл.). Что мы читаем?;
2-ым лицом мн. ч.: Если вы любите красоту, вы везде будете её ценить;
3-им лицом мн. ч.: Цыплят по осени считают (Посл.). Здесь не курят. Сегодня выдают стипендию.
Неопределённо-личное значение передается 3-им лицом мн. ч.: Сейчас мало читают.
Безличное значение имеют глаголы 2 и 3 л. ед. ч. Иногда разные лексико-семантические варианты одного и того же глагола могут иметь личное и безличное значение; ср.: Ветер дует (личное значение). В дверь дует (безличное значение).
Переносные значения имеют место там, где одно лицо употребляется вместо другого. Например, 1 л. может употребляться вместо 2 л.: «Что читаем, ребята?» – спросил Андрей Петрович.
3 л. мн. ч. используется в значении 1 л.: Говорят вам, оденьтесь теплее, на улице холодно.
Форма 2 л. ед. ч. повелительного наклонения в предложениях со значением долженствования, пожелания, допущения, возможности или невозможности, вынужденности и т. п. используется для представления самого говорящего, например: Все отдыхают, а я учись!
Личные формы имеются у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Кроме того, категорию 2-го и 3-го лица выделяют у глаголов повелительного наклонения (говори, пусть читает!).
По второй точке зрения, категорию лица имеют также глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения. Категория лица в них выражается аналитически, то есть с помощью личных местоимений: я читал, ты читал и т. д. Мы будем придерживаться первой точки зрения, считая категорию лица у глаголов прошедшего времени и сослагательного наклонения синтаксической.
Но не все глаголы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения имеют полную парадигму лица. Ряд глаголов не имеет:
формы 1 л.: бдеть, бузить, галдеть, дерзить, очутиться, победить, сопеть, убедить, чудить, шелестеть, шкодить и др.;
формы 1 и 2 лица: белеться, светлеться, зеленеться, раздаться (о звуках), завариться и т. д.
Отсутствие форм лица объясняется как экстралингвистическими причинами (они обозначают действие, субъектом которого лицо не может быть), так и лингвистическими (омонимичным отталкиванием совпадающих форм разных глаголов в 1-ом и во 2-ом лице: дерзить, бузить и держать, будить), неблагозвучием: бдить, сопеть и т. д..
Личные глаголы противопоставлены безличным.
Безличными называют глаголы, обозначающие действие, которое совершается без производителя. Эти глаголы называют: 1) явления природы (моросит, похолодало, рассветает, смеркается, дует, пахнет, дождит и т. д.); 2) физические и психические состояния живого существа (нездоровится, знобит, морозит, дремлется, работается и под.); 3) долженствование (следует, надлежит), 4) наличие или отсутствие чего-либо (хватает, недостаёт).
Грамматические особенности безличных глаголов: они имеют форму 3-го лица настоящего и будущего времени или форму ср. рода прошедшего времени изъявительного наклонения (рассветает, рассветало). Они могут быть представлены также в форме инфинитива и сослагательного наклонения (рассветать, рассветало бы). Безличные глаголы не выражают значения числа и рода; от них не образуются причастия и деепричастия.
Некоторые глаголы употребляются только безлично (знобит, светает), другие как безличный лексико-семантический вариант многозначного слова (ср.: пахнут духи – пахнет духами).
Морфологическая категория рода у спрягаемых глаголов проявляется в форме прошедшего времени единственного числа изъявительного наклонения (читал, читала, читало, читали) и в сослагательном наклонении (читал бы, читала бы, читало бы, читали бы). Родовые формы одновременно выражают значение ед. числа. Во мн. числе у спрягаемых глаголов родовые различия отсутствуют.
Категория рода у причастий такая же согласовательная, синтаксическая, зависимая, как и у имён прилагательных (работающий мотор, работающая машина, работающее устройство).
Категория числа у глаголов выражает противопоставление ед. ч. (действие с одним производителем) и мн. ч. (действие с более чем одним производителем): читаю и читаем. Категория числа имеет два способа выражения: в глаголах настоящего времени и изъявительного наклонения окончания одновременно выражают значение лица и числа: читаю – читаешь, читает – читаем и т. д.; в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении значение числа выражено родовыми окончаниями: читал, читала, читало. В повелительном наклонении также имеется противопоставление ед. и мн. числа: читай – читайте.
В некоторых контекстах возможно использование форм ед. ч. вместо мн. ч. и наоборот. Например: – Ты успеешь закончить работу сегодня? – Постараемся! Стройся! Вас просят прийти завтра.
- Часть 3
- Содержание
- Лекции Глагол
- Понятие о глаголе. Вопрос об объеме и границах глагольной лексики
- 2. Неопределённая форма глагола (инфинитив): семантика и грамматические особенности
- 3. Основы глаголов
- 5. Спряжение глаголов
- I спряжение II спряжение
- 6. Категория вида
- 7. Способы глагольного действия
- 8. Переходные и непереходные глаголы
- Залоговость и залог
- Категория наклонения спрягаемых глаголов
- 11 . Категория времени спрягаемых глаголов
- Категория лица, рода и числа спрягаемых глаголов
- 13. Ударение в спрягаемых глагольных формах
- 14. Словообразование спрягаемых глаголов
- 15. Эмиграционный потенциал глаголов
- Контаминанты, совмещающие свойства глаголов и других частей речи Причастие (вербально-адъективный контаминант)
- 1. Понятие о причастиях. История изучения вопроса
- 2. Глагольные свойства причастий
- Вопрос о категориальном значении причастий. Глагол обозначает действие, состояние, связь и отношение как процесс. Это категориальное значение, отличающее его как часть речи от других классов слов.
- 3. Свойства имён прилагательных в причастиях
- 4. Эмиграционный потенциал причастий
- Деепричастие
- Деепричастие как вербально-адвербиальный (глагольно-наречный) контаминант
- 2. Глагольные признаки деепричастий
- 3. Наречные признаки деепричастий
- Эмиграционный потенциал деепричастий
- Глагольно-междометные контаминанты
- Наречие
- Наречие как часть речи. Объём и границы наречий
- Семантическая классификация наречий
- Степени качества наречий
- Словообразование наречий
- 6. Иммиграционный потенциал наречий
- 7. Эмиграционный потенциал наречий
- Безлично-предикативные слова (слова категории состояния)
- 1. Вопрос о словах категории состояния (безлично-предикативных словах) в лингвистической литературе. Объём и границы лексико-грамматического класса безлично-предикативных слов
- Морфологические особенности безлично-предикативных слов
- Синтаксические особенности безлично-предикативных слов
- 5. Иммиграционный потенциал безлично-предикативных слов
- Вопросы для самостоятельной работы и рекомендации для индивидуальной работы1 Глагол
- Контаминанты, совмещающие свойства глаголов и других частей речи Причастие (вербально-адъективный контаминант)
- Деепричастие (вербально-адвербиальный контаминант)
- Наречие
- Контрольно-тренировочные упражнения Глагол
- Материал для дополнительной работы
- Материалы для дополнительной работы
- Упр. 42. Определите степень сравнения наречия, его начальную форму.
- Причастие
- Деепричастие
- Наречие
- Безлично-предикативное слово (слово категории состояния)
- «Порядок разбора
- Образец разбора
- Причастие
- Примерные варианты разбора
- Школьная грамматика «План разбора
- Образец разбора
- Деепричастие
- Примерный вариант разбора
- Образец разбора
- Наречие
- Безлично-предикативные слова (слова категории состояния)
- Основная
- Дополнительная
- Словари
- Причастие
- Деепричастие
- Наречие
- Безлично-предикативные слова (слова категории состояния)
- Список условных сокращений
- Именной указатель