1.4.6 Тембр
Тембр, иначе тембральная окраска речи - специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи).
Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит.
По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.
Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев.
Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами[8, с.124].
Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное(угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).
Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска[6, с.216].
1.5 Поэтическая интонация
«Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Тимофеева и Венгрова определяет интонацию как «манеру говорить, характер произнесения слов, тон человеческой речи, который определяется чередованием повышений и понижений голоса, силой ударений, темпов речи, паузами и др. В интонации выражаются чувство, отношение говорящего к тому, что он говорит, или к тому, к кому он обращается. Интонация придает слову или фразе законченность, тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которое хочет выразить говорящий... [23, с.15].
В своеобразном синтаксическом построении речи, в расположении слов в предложении, в подчеркивании отдельных из них паузами, перерывами голоса или, наоборот, ускоренным их произношением писатель передает разнообразные интонации речи своих персонажей или (в авторской речи) интонации голоса повествователя».
Все сказанное - верно, но неполно. Тут трактуется не поэтическая интонация в узком смысле слова, не интонация стихотворной строки или строфы, а интонация, находящаяся в художественной прозе [1, с.89].
Что же называется поэтической интонацией, литературным портретом поэта, его особыми приметами, раскрытыми в стихах?
Интонация - это те особенности, которые складываются в строке, в строфе, в отдельном стихотворении.
Эти особенности прежде всего относятся к своеобразной расстановке, расположению слов в строке, к тому, что называется инверсией.
Излюбленный размер - тоже входит в понятие интонации.
Основными особенностями стихотворного почерка являются:
-аллитерация, у каждого поэта особенным образом выраженная. Организация звуковой опоры стиха - одна из главнейших задач поэта.
Лет до ста расти нам без старости.
- рифма - следующая особенность поэтической интонации.
Рифма -- созвучие в окончании двух или нескольких слов. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха). Звуковой состав рифмы -- или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, -- различен в разных языках и в разное время.
-Метафора. Хотя метафоры, так же как и тема, относятся к вопросу стиля (более широкому, чем интонация), для поэтической строки привычной своеобразные метафоры служат опознавательным признаком. В понятие стиля входит привычный круг мыслей, разработка привычных тем, трактовка вопросов определенным образом [24, с.54].
-Мелодика стиха -- совокупность особенностей стихотворной речи, которые связаны с модуляцией (изменением) речи по высоте основного тона. Это изменение используется в языке в трех основных функциях:
а) для характеристики и противопоставления друг другу отдельных слогов --музыкальное слогоударение, или музыкальный тон (в китайском, вьетнамском языках, во многих языках Западной Африки);
б) для характеристики и противопоставления друг другу отдельных слов- музыкальное словоударение (в японский, сербский, норвежский, в ряде языков Центральной и Южной Африки, в индейских языках Центральной Америки);
в) для характеристики и противопоставления друг другу определенных типов предложений и логического выделения отдельных слов и синтагм -- в большинстве языков мира, в том числе в русском. В языках с музыкальным слого- и словоударением изменение по высоте основного тона может спорадически использоваться как средство поэтической техники. В русском стихе мелодика реализуется главным образом в системе интонаций, то есть в системе повышений и понижений голоса в рамках предложений и групп предложений [14, с.67].
Наше литературоведение недостаточно разработало этот кардинальный вопрос поэтики. Определение поэтической интонации ведется критиками чисто эмпирически, на слух, - но эти звуковые сочетания возможно перевести на язык логики, дать определение поэтической интонации.
Выводы по Главе 1
Таким образом, теоретическое исследование вопроса позволило выявить важные аспекты изучения интонации при чтении поэтического текста. Теоретические данные позволят проследить закономерности интонационного оформления стихотворений, которые характеризуется, прежде всего, эмфатичностью.
Интонационное оформление стихотворения, проявление всех компонентов является его неотъемлемой частью.
Изучение особенностей интонирования стихотворений в американском варианте английского языка будет описано в главе 2.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНТОНАЦИИ В СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ
2.1 Общая характеристика интонационного оформления поэтических текстов
Целью чтения поэтического текста является эмоциональное воздействие на слушателей. Чтобы добиться этой цели читающий должен использовать определенные приемы, а именно - акцентирование важных слов, изменение тона голоса, изменение темпа речи и расстановки пауз.
Экспериментально-фонетическим путем было проведено исследование на материале чтения стихотворений Уильяма Батлера Йейтса “The Song of Wandering Aengus„ и Кристины Розетти „The Months“ в мужском и женском исполнении.
Общее время звучания данных стихотворений - 2 минуты 30 секунд.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1.ТЕОРИЯ ИНТОНАЦИИ
- 1.1 Понятие интонации
- 1.2 Эмфатическая интонация
- 1.3.Функции интонации
- 1.4 Компоненты интонации
- 1.4.1 Мелодика
- 1.4.2 Интенсивность
- 1.4.3 Фразовое ударение
- 1.4.4 Длительность и темп речи
- 1.4.5 Пауза
- 1.4.6 Тембр
- Выводы по Главе 2
- Выводы по Главе 3
- Выводы по Главе 1
- Выводы по главе 2
- Глава 1. Американский вариант английского языка (исторический и научно-исследовательский аспекты)
- Глава 2. Особенности американского варианта английского языка
- Американский вариант английского языка Исторические основы американского варианта английского языка
- Американский вариант английского языка Исторические основы американского варианта английского языка
- Глава 2. Особенности американского варианта английского языка
- Основные варианты английского языка.
- Американский вариант английского языка.