Актуализация и трансформация фразеологических единиц из страниц газеты "Третья столица"

курсовая работа

1. ПОНЯТИЕ «ЯЗЫК ГАЗЕТЫ»

Язык газеты - своеобразное явление, которое стоит несколько особняком в ряду других видов текстов.

Для газетного типа коммуникаций определяющими явлениями выступают - массовость, неоднородность, неопределенность воспринимающей аудитории и, как следствие, отсутствие ориентации на определенный интеллектуальный уровень, общую и специальную подготовку, настроение в момент восприятия, возраст читающих.

Язык газеты имеет обусловленные требованиями специфические особенности. Требование осуществления воздействия на массового читателя создает такую специфическую особенность языка газеты, как его эмоциональный экспрессивный характер, а условие быстроты передачи информации (информации общественно-значимой) требует стандарта.

Газетный язык - это единство, в основе которого лежат две тенденции: к экспрессии и стандарту. В. Г. Костомаров единство этих двух тенденций называет конструктивным стилистическим принципом языка газеты [4, с. 146]. Газетный язык обязан быть на каждом своем газетном отрезке воздействующим и информативным, постоянно совмещать оба эти качества в органичной цепи. Чередуя экспрессивные и информативные сегменты, газетный язык увлекает или завлекает читателя (иногда и просто развлекает его), информирует и, соответственно, воздействует на него.

Приемы создания экспрессивно-стандартного конфликта, оставаясь в общих пределах противопоставления эмоционального и интеллектуального, отходят от схем параллельного употребления разноокрашенных обозначений одного и того же. Они базируются, как считает В. Г. Костомаров, на «перемене ролей» терминов и иноязычных элементов, выступающих одновременно и эмоционально-воздействующей единицей, самый эффект конструирующего «взрыва» возникает от столкновения таких единиц с окружающими словами, с контекстом [4, с. 147].

Этот эффект легко достигается и введением неожиданных, разговорных, метафорических и иных средств выражения, ассоциируемых не только с текстом, но и со своими соотносительными или синонимичными параллелями, которые могли бы быть более естественно употребленными в данном тексте.

Газетный язык, с одной стороны, ощущается как однородность, как функционально-стилевое единство; с другой стороны, не обнаруживает в разных своих проявлениях однородных материальных языковых средств и черт. Язык газеты использует приемы и средства и научного, и официально-делового, и разговорно-бытового стилей и оказывается областью живых межстилевых взаимодействий.

Язык газеты характеризуется тем, что в нем обязательно преломляются кризисные потрясения, происходящие в обществе. В его системе появляются динамичность, дисгармония, семантическая напряженность, что, по мнению В. А. Лебединской, имеет как негативные, так и позитивные последствия [6, с. 6].

К положительным процессам, характеризующим язык газеты сегодня, относятся - освобождение от жестких рамок, обновление лексической и фразеологической семантики, интернационализация и интеллектуализация, расшатывание догматизма газетного канцелярита, раскрепощение мысли, веяния живой речи и т. п.

Однако очень часто в речь авторов и персонажей газетной речи проникают просторечия, жаргон, сленг, наблюдается иностранизация русской речи, нарушения орфографических и пунктуационных норм.

Для оценки современного состояния газетного языка особенно важны антиномии устной и письменной речи, нормы и антинормы, устойчивости и изменчивости языка и мышления, языка и общества. Язык газеты в кризисные и мирно-эволюционные периоды подчиняется названным оппозициям. Кризисные периоды развития общества увеличивают в них асимметрию, устная речь быстрее взрывает нормы языка, антинормы превалируют над нормой, мышление под давлением социальных потрясений становится противоречивым и лживым. Тем не менее консерватизм функционирования любого языка всегда преобладает над процессами его обновления, устойчивость и изменчивость языка образуют диалектическое противоречивое единство.

Газетный язык в наше время продолжает выполнять свои главные функции: информационную и воздействующую, и убедительность языка газеты напрямую зависит от его экспрессивности. Журналист, настроенный на поиск экспрессии для привлечения читателя к своей статье, строит парадокс, играет словами, вводит каламбур, использует оценочные метафоры, эпитеты, яркие сравнения. Естественно, все журналисты используют ресурсы фразеологии, которая является одним из самых ярких и действенных средств языка в аспекте воздействия на читателя, чего и добиваются авторы газетных статей. Фразеология - это некий хорошо настроенный инструмент, с помощью которого легко воздействовать на читателя.

Делись добром ;)