logo search
УМК диалектология 2012

7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе

Для самостоятельной работы студентам целесообразно завести отдельную тетрадь.

Составление глоссария начинается непосредственно в начале изучения дисциплины и продолжается до конца ее изучения. Значение терминов (см. п. Основные понятия к каждому практическому занятию) может быть выписано как из учебников по диалектологии, так и из словарей лингвистических терминов.

Изучение фонетики говоров требует особого внимания студентов: именно поэтому им предлагается самостоятельная проверочная работа, цель которой – объяснить фонетические особенности текста (Тексты предлагаются из Хрестоматий в списке литературы.).

Работа с литературой и ее конспектирование в рабочей программе предлагается в том случае, если тема не была прочитана преподавателем в курсе лекций. Студентам необходимо письменно охарактеризовать особенности склонения имен существительных в русских говорах, специфику словоизменения местоимений и имен прилагательных. У глагола необходимо отметить особенности образования личных форм и форм инфинитива. Для конспектирования рекомендован учебник "Русская диалектология" под ред. Л.Л.Касаткина (С. 114-153). Содержание конспекта должно соответствовать ответам на вопросы к зачету по морфологии говоров (См. вопросы № 18, 19).

При изучении специфики пермских говоров студенты должны законспектировать статьи Е.Н. Поляковой "Формирование пермских говоров" и Л.А. Грузберг «Говор деревни Акчим как типично пермский говор» (см. список литературы по пермской диалектологии).

Работа со словарями является важной частью в преподавании "Русской диалектологии". Студентам необходимо составить подробное описание 3-х диалектных словарей, в том числе фразеологических, из предложенного списка литературы (автор или редактор, составители, место и год издания, тип словаря, анализ словарной статьи, дополнительные сведения, сопровождающие слово; яркие примеры).

Одним из заданий в работе со словарями будет создание портрета диалектного слова: выбранное студентом диалектное слово проверяется по всем диалектным словарям. При этом рассматриваются следующие вопросы: наличие/отсутствие в словаре; значение (-ия) слова; системные связи (если возможно отследить); географическая отнесенность; грамматические, стилистические пометы и др.