logo search
Литературоведение

Массовая литература

Массовая литература — ценностный низ литературной иерархии: категория литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература.

Массовая литература — категория, возникшая в результате размежевания художественной литературы по эстетическому качеству. Критерии эстетической значимости могут меняться. Богатый потенциал восприятия многих произведений раскрывается только в процессе длительного функционирования, + новые литературные направления отбраковывают старое.

Внутри массовая литература неоднородна. На вершине — образцовые, классические произведения,, имеющие долговременный успех. Внизу — то, где текст играет второстепенную роль: комиксы, фотороманы, терапевтические любовные романы.

Генезис массовой литературы: литература эллинизма, фаблио и новеллы итальянского возрождения. Но —дороговизна.

Массовая литература появляется в индустриальную эпоху нового времени: рост грамотности, возникновение массовой читательской аудитории.

Важнейшая предпосылка — коммерциализация писательской деятельности.

Создание артелей, способствовавших превращению автора в ярлык — Александр Дюма.

Техно-экономические факторы: прогресс в сфере книгопечатания. Индивиуальное авторское начало сводится на нет, подчиняясь жанровому канону.

Признак серийности. Общая сюжетная схема, тематика, набор действующих лиц.

Криминальный роман, фэнтези, триллер, розовый роман, костюмно-исторический роман.