logo search
Литературоведение

Творческая история. Канонический текст

Процесс создания литературного произведения — от замысла к воплощению — называют творческой историей. Методы литературоведения, включающие в себя исторический подход к литературе, предполагают знание основных фактов творческой истории. Биография рассматривается как факт истории, а создание произведения как факт биографии. Знание исторического контекста помогает понять творчество писателя в целом.

Для понимания своеобразия произведения нужно знать традицию, в частности, жанровую. Творческая история — часть генезиса произведения. Творческая история — только работа конкретного автора над данным произведением.

Интерес к личному творчеству выдвигает на первый план творческую индивидуальность. Важное значение этому аспекту исследования придавала биографическое направление. Сент-Бёв призывал найти одно главное звено в жизни писателя и его произведениях, являющееся ключом к их пониманию.

Согласно теории формальной школы произведение является автономным, независимым от биографии автора.

Пиксанов — творческая история — история текста + выявление фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и текст. Творческая история — динамика стиля, эволюция образов.

Сравнение разных редакция и вариантов одного произведения проясняет отдельные сцены, эпизоды, действия, причины которых не всегда бывают очевидны.

Воссоздание творческой истории связано с текстологией и опирается на её данные. Текстология занимается историей формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец для тиражирования. Творческая история, опираясь на историю текста, даёт историю создания всего произведения в целом. В творческой истории должны присутствовать элементы анализа и обобщения.

Знание творческой истории является критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований.

Для творческой истории произведений, основывающихся на реальных факты, важны данные о протосюжетах и прототипах героев.

Для понимания авторского замысла могут иметь значение факты его внешней истории: перепечатывания, цензуры, редакторов и т.д.

Понятие «канонический текст», полагает А.Л.Гришунин, не признается рядом текстологов, т.к. заключает в себе указание на негибкость, жесткость раз навсегда установленного «канона», который практически недостижим; оно неприменимо к средневековым, историческим и фольклорным текстам. Иногда в том же смысле употребляется термин «дефинитивный» (от лат. definitivus – определяющий). Стабильность текста не декларируется, а возникает в результате признания его рядом авторитетных исследователей путем дискуссий и научного рецензирования. Установившийся таким образом текст может быть уточнен при обнаружении новых или более глубоком изучении ранее известных источников. Исправления, вносимые в текст, опираются не на субъективные соображения редактора, а на объективно-научный анализ. Работа редактора документируется и обосновывается в аппарате научного издания и ставится, таким образом, под контроль читателей и критики, которые могут иначе истолковать измененные чтения. Кроме того, «канонический текст» часто заменяют термином «основной текст» (по уже указанной причине).

Канонический текст — текс произведения, принятый текстологами в качестве окончательного варианта для публикации в различных изданиях В тщательно выверенный текст могут быть в дальнейшем внесены изменения.