7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
В течение семестра студенты выполняют следующие проверочные работы:
Проверочная работа № 1 - по фонетике русских говоров
Цель: научиться определять особенности говоров в области вокализма и консонантизма.
Проверочная работа № 2 - по лексике русских говоров.
Цель: научиться различать системные фонетические явления и лексикализованные; определять типы диалектных слов.
Тексты для проверочных работ № 1 и 2 представлены в методических пособиях:
Борисова, А.Н. Хрестоматия говоров Пермской области / А.Н. Борисова, Л.А. Грузберг, А.П. Шварц. Пермь, 1976.
Мельниченко, Г.Г. Хрестоматия по русской диалектологии / Г.Г.Мельниченко. М., 1985.
Контрольная работа в конце курса предполагает полный анализ диалектного текста. План анализа прилагается.
ПЛАН АНАЛИЗА ДИАЛЕКТНОГО ТЕКСТА:
Фонетика
Ударный вокализм:
Количество и качество гласных под ударением. Есть ли о, э закрытые; дифтонги уо, иэ.
Рефлексы древнего в разных фонетических условиях:
tʼэ (из )t
tʼэ (из )tʼ
Реализация tʼа tʼ - tʼэ tʼ.
Есть или отсутствует переход tʼэ в tʼо перед твердым согласным.
Имеются ли варианты произношения. Причины появления вариантов.
Безударный вокализм:
I-ый предударный слог после твердых согласных (оканье, аканье; тип оканья, тип аканья).
I-ый предударный слог после мягких согласных (еканье, ёканье, яканье, иканье).
Гласные других безударных слогов.
Консонантизм:
Особенности в системе согласных (качество <г>; <в>; аффрикат; долгих, недолгих шипящих; губных; плавных).
Звуковые процессы в области согласных: стяжение согласных; диалектные ассимилятивные, диссимилятивные процессы.
Морфология
Диалектные явления в области существительных (особенности падежных форм; особенности распределения по родам, распределения по типам склонения).
Особенности употребления в говоре имен прилагательных.
Характерные для говора формы местоимений.
Особенности в области глаголов (в том числе деепричастий, причастий).
Синтаксис
Способы выражения главных членов; особенности грамматической связи в словосочетаниях и простых предложениях; средства связи в сложном предложении.
Лексика
Диалектные слова. Их типы. Противопоставленные диалектные слова.
Вывод
Тип говора, группы говора.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Введение
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Раздел 2. Фонетическая система говоров
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Раздел 3. Морфология и синтаксис русских говоров
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Диалектное словообразование.
- Раздел 4. Лексика русских говоров
- Тема 6. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря.
- Тема 7. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 8. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 9. Диалектная лексико-фразеография.
- Раздел 5. Диалектное членение русского языка. Говоры родного края
- Тема 10. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.
- Тема 11. Формирование и развитие пермских говоров. Лингвокраеведение Прикамья. Влияние диалектного окружения на речь учащихся.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря. Этнографизмы.
- Тема 6. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 7. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 8. Диалектная лексико-фразеография.
- Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации