logo search
Уч

Литература

Основная литература

1. В и н о г р а д о в В. В. Русский язык. – М., 1972 –Гл. 7, § 11 - 16, 18.

2. Русская грамматика. Т.I. – М., 1980. – § 1516 – 1527, 1535 - 1536.

3. Б у л а н и н Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 149 – 151 .

4. Б о н д а р к о А. В., Б у л а н и н Л. Л. Русский глагол. – М., 1967. – С. 135 - 149.

5. З о л о т о в а Г. А., О н и п е н к о Н. К., С и д о р о в а М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998. – С. 231 – 235.

Дополнительная литература

1. М и л о с л а в с к и й И. Г. Морфологические категории современного русского языка. – М., 1970. – С. 219 - 222.

2. Б о н д а р к о А.В. Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. – СПб., 1991.

Задания

  1. Составьте таблицу с примерами, отражающую семантику форм лица, по следующей форме:

Формы лица

Значение

Примеры

прямое

(общее / частное)

переносное

2. Законспектируйте: [1, § 18 (группы безличных глаголов)], [2, § 1518 (организация в образовании форм лица)].

3. Работа с «Коммуникативной грамматикой»

Рассмотрите обобщающую таблицу субъектных сфер высказывания на с. 232, ознакомьтесь с примерами (с. 233), отметьте, как соотносятся эти сферы с морфологической категорией лица (с. 234 - 235), и ответьте на вопросы:

а) Какие субъектные сферы отмечаются в следующих высказываниях (некоторые из них могут совмещаться)?

По-моему, студенческие годы самые чудесные. Пропустите меня к дверям! Мать велела сыну извиниться перед учителем. Позвольте вам представить моего героя. Петр Петрович почему-то очень гордился своей нелепой козлиной бородкой. В кабинет русского языка в шубах не ходят.

б) Как авторы мотивируют отсутствие форм лица в прошедшем времени? Какими средствами в прошедшем времени может осуществляться противопоставление неопределенно-личного и неопределенно-предметного субъектов?

4. На основе изучения обязательной литературы подумайте над вопросами, дайте на них краткие письменные ответы в рабочих тетрадях.

  1. Как соотносятся понятия: лицо и предикативность, лицо и ФСК персональности [1], [4]?

  2. Чем различаются безличность как бессубъектность и безличность как отсутствие подлежащего? Покажите на примерах.

  3. Почему у безличных глаголов отсутствует категория числа?

  4. О каких степенях безличности можно говорить в семантике глагола [3]?

  5. Как связаны категории лица и числа, лица и наклонения [2], [4]?

5. Выполните упражнения

Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. С.Г. Ильенко (- М., 1986). Упр. 276 (1-9), 277, 278.

6. Определите недостающие формы лица у глаголов, а также причины «недостаточности».

ощутить, гудеть, желтить, очутиться, грезить; дерзить, тузить; осыпаться, таять, горчить, гласить, лихорадить

7. Укажите случаи расхождения между логическим субъектом и грамматическим подлежащим.

1. Им овладело беспокойство. 2. Ветром сорвало крышу. 3. Не спится, няня: здесь так душно. 4. Эй, кучер, погоди! 5. Всем было смешно.

Занятие 19