IV. Коммуникативный аспект изучения предложения.
Коммуникативный аспект связан с исследованием предложения как единицы, являющейся основным средством общения. Коммуникативный аспект предложения связан с актуальным членением высказывания (предложение с точки зрения его коммуникативной организации принято называть высказыванием).
Вопрос об актуальном членении предложения - новый аспект в изучении синтаксиса предложения (с 60-х годов 20 века). Родоначальником теории актуального членения является чешский ученый В. Матезиус. В отечественной лингвистике эту теорию разрабатывали И.И. Ковтунова («Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения», 1976), Распопов И.П. («Строение простого предложения в современном русском языке», 1970), подробно материал представлен в вузовском учебнике В.А. Белошапковой.
Информация, представленная в предложении, актуализируется в зависимости от коммуникативного намерения говорящего. Например: к предложению Я летом отдыхал в Крыму можно поставить несколько вопросов, позволяющих актуализировать тот или иной смысл:
1) __________________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________________
3) __________________________________________________________________________________
4) __________________________________________________________________________________
Вопросно-ответная форма позволяет четко выделить «данное» (известное, исходную информацию) и «новое».
"Данное" называют ___________________, а "новое" - ____________________________
Актуальное членение предложения - _____________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рема - коммуникативный центр высказывания, предложение не может быть без ремы, а тема может отсутствовать (такие предложения называют коммуникативно нерасчлененными). Это характерно для высказываний бытийных, выражающих состояние природы, окружающей среды. Например: Была зима. Стояла жара. Цветет черемуха.
Актуальное членение не соотносится с грамматическим членением (по членам предложения), хотя чаще для подлежащего типична функция темы, а для сказуемого ремы. Не соотносится оно и со смысловым членением. Тема и рема зависят от того, какая часть высказывания актуализируется.
Способы выделения коммуникативного центра высказывания:
1. _____________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Недолги летние ночи. Людей неинтересных в мире нет (Евтушенко).
3. _____________________________________________________________________________
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести (Шефнер).
4. _____________________________________________________________________________
Теперь осталось только одно - ждать (Симонов).
5. _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Мы должны расстаться. Навсегда.
Куда ты идешь?
Т.о., в русском языке существует довольно много разнообразных средств оформления актуального членения, но при этом основными средствами являются порядок слов и интонация.
- Лекция № 1. Общие вопросы теории синтаксиса
- Вопрос 1. Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке.
- Связь синтаксиса с другими разделами языка
- Синтаксис и фонетика
- Синтаксис и словообразование
- Вопрос 2. Система синтаксических единиц.
- Вопрос 3. Синтаксические связи и отношения, средства их выражения.
- Средства синтаксической связи и выражения синтаксических отношений
- 1. Словоформы.
- 2. Служебные слова - союзы и частицы.
- Вопрос 4. Грамматические значения (гз) синтаксических единиц.
- Вопрос 5. Основные этапы изучения синтаксиса русского языка. Основные направления в изучении синтаксической теории на современном этапе.
- 1 Этап (вторая половина XIX – начало XX вв.)
- 2 Этап (50-е годы XX века)
- 3 Этап (вторая половина XX века- начало XXI века)
- Лекции № 2-3. Словосочетание.
- Вопрос 1. Вопрос о словосочетании как синтаксической единице в русской грамматике.
- Вопрос 2. Характеристика словосочетания как синтаксической единицы.
- Признаки словосочетания:
- Словосочетание и слово
- Словосочетание и предложение
- Вопрос 3. Классификация подчинительных словосочетаний.
- 1. По морфологической природе главного компонента.
- 2. По видам синтаксической связи.
- 3. По семантико-синтаксическим отношениям.
- 4. По степени спаянности компонентов.
- 5. По структуре.
- Вопрос 4. Вопрос о сочинительных словосочетаниях.
- 1) По средствам связи:
- 2) По синтаксическим отношениям:
- 3) По потенциальному количественному составу:
- Лекции № 4-5. Предложение как основная синтаксическая единица.
- Вопрос 1. Вопрос о сущности предложения как синтаксической единицы.
- Вопрос 2. Основные признаки предложения.
- 1 Признак предложения- предикативность.
- 2 Признак предложения- интонационная завершенность.
- 3 Признак предложения- относительная семантическая законченность.
- 4 Признак - грамматическая оформленность.
- Вопрос 3. Аспекты исследования предложения в современной синтаксической науке.
- I. Логический аспект изучения предложения.
- II. Структурный аспект изучения предложения.
- III. Семантический аспект изучения предложения.
- IV. Коммуникативный аспект изучения предложения.
- Вопрос 4. Типология предложений.
- 1. Типология по цели высказывания.
- 2. Типология по эмоциональной окрашенности.
- 3. Типология по характеру предикативных отношений.
- 4. Типология по структуре.
- Лекция № 6. Простое предложение.
- Вопрос 1. Основные признаки простого предложения как единицы синтаксиса.
- Вопрос 2. Структурные схемы и парадигма простого предложения.
- Вопрос 3. Основные семантические типы простого предложения.
- 3. Семантика акциональности (действования).
- 4. Семантика характеризации.
- Вопрос 4. Современные концепции структурно-семантического устройства простого предложения.
- Лекции № 7-8. Двусоставные предложения. Главные члены предложения.
- Вопрос 1. Двусоставные предложения.
- Вопрос 2. Члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения, их типология.
- 1. По морфологическому выражению:
- 2. По функции:
- 3. По структурной обязательности:
- 4. По семантике:
- Вопрос 2. Подлежащее, его структурно-семантические признаки и способы выражения.
- 3. Подлежащее, выраженное синтаксически цельным словосочетанием:
- Вопрос 3. Сказуемое, его структурно-семантические признаки и способы выражения.
- Типология сказуемого
- 1. Простое глагольное сказуемое.
- 2. Простое глагольное сказуемое осложненного типа.
- 3. Составное глагольное сказуемое.
- 4. Составное именное сказуемое.
- 5. Сложное сказуемое.
- Вопрос 4. Предикативная связь главных членов предложения.
- Лекции № 9-10. Односоставные предложения.
- Вопрос 1. Общая характеристика односоставных предложений.
- Вопрос 2. Типология односоставных предложений.
- Определенно-личные предложения
- Неопределенно-личные предложения
- Обобщенно-личные предложения
- Безличные предложения
- Инфинитивные предложения
- Номинативные предложения
- Вокативные предложения
- Генитивные предложения
- Лекции № 11-12. Второстепенные члены предложения.
- Вопрос 1. Второстепенные члены как структурно-семантические компоненты распространенного предложения. Из истории изучения второстепенных членов предложения.
- Из истории изучения второстепенных членов предложения
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- Вопрос 2. Типология второстепенных членов предложения.
- Вопрос 3. Характеристика присловных членов предложения. Определение
- Приложение
- Дополнение
- Обстоятельство
- Разряды обстоятельств по значению
- Вопрос 4. Приосновные члены предложения (детерминанты).
- Вопрос 5. Синкретизм второстепенных членов предложения.
- Основные причины синкретизма второстепенных членов предложения
- Лекция № 13. Неполные и нечленимые предложения.
- Вопрос 1. Понятие о неполных предложениях.
- Вопрос 2. Разновидности неполных предложений, их характеристика.
- Вопрос 3. Вопрос об эллиптических предложениях.
- Вопрос 4. Нечленимые предложения (слова-предложения).
- «Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения» рабочая тетрадь. Курс лекций»
- 241036, Г. Брянск, ул. Бежицкая, 14