Американский структурализм. Дескриптивная лингвистика. Метод дистрибутивного анализа. Генеративная (порождающая) грамматика. Трансформационный метод (л. Теньер, н. Хомский, ч. Филлмор, у. Чейф).
Американский структурализм и его направления.
возникает в 20-е г.г.
(связано с неприятием сравнительно-исторического языкознания)
Выделяют 2 направления:
1) 20-е г.г. XX века - 60-е г.г. XX века
формально-структуралистское дескриптивное дистрибутивное направление
(в центре внимания формы и структуры) !!
Родилось в Ельском университете = Ельская школа
представители: Б. Блок, З. Харрис, Г. Глисон
2) 50-е г.г. - 60-е г.г. XX века
умеренно-структуралистское направление, имевшее этнографическую и этнолингвистическую ориентацию
(учет внешних факторов). !!
представители: Ч. Фрис, К. Пайк, Ю. А. Найда
работа Л. Блумфильда " Введение в изучение языка" 1914; "Язык" 1933
Принципы дистрибутивной лингвистики изложены в работах Харриса: " Методы структурной лингвистики" 1951
АС опирается на философские системы позитивизма, прагматизма и психологии бихевиоризма. Основная задача дискриптивного направления заключается в формальном описании языка в отвлечении от семантики.
- асемантический подход объясняется материалом исследования -(бесписьменные языки-записывались) описывалась только поверхностная структура.
*бихевиоризм - стимул-реакция
- асемантический подход оправдывается бихевиористским пониманием языка
Язык представляет собой разновидность поведения человека.
Речевой стимул вызывает опр. практическое действие, т.е. реакцию (изначально предсказуемую).
Одним из ведущих методов АС является дистрибутивный анализ (ДА)
Цель ДА: "обнаружение" языковой системы в текстах.
*дистрибуция-положение ед-ц друг относительно друга
Этапы ДА:
1) предварительная запись высказываний информантов с помощью спец. лингвистической транскрипции
2) сегментация текста на лингвистически значимые единицы
3) идентификация этих единиц как инвариантов, т.е. сведение речевых сегментов (фоны, морфы) в языковые единицы - инварианты ( фонемы, морфемы) с опорой на дистрибуцию (единица рассматривается в опр. окружении).
boys [z]
aches [is] позиционные варианты одной фонемы
cats [s]
s - инвариант
4) группировка выявленных единиц в дистрибутивные классы.
Грамматика фразовых структур
была построена в АС;
разработан метод непосредственно составляющих (идет от целой конструкции к ее составляющим).
Непосредственно составляющие дальше разлагаются до выявления конечных составляющих.
Дерево непосредственно составляющих ( представляет результаты анализа):
Poor John | ran away.
S
NP VP
Adj. N. V. Adv.
(poor) (John) (ran) (away)
В представлении структуры предложения выделяются обычно 2 доминантные вершины - группа имени и группа глагола, формируются правила свёртывания и развёртывания синтаксической конструкции.
Анализ по непосредственно составляющих используется также при анализе морфологической структуры слова.
Тагмемика - еще одно значимое направление в АС
Энарборская школа (умеренное направление)
Цель - исследовать языковые закономерности в связи с социо-культурным поведением.
Представители: К. Пайк " Язык в отношении к интегрированной теории структуры человеческого поведения" 1954-1960
стремился разработать универсальную таксономию человеческого языкового поведения.
Центральными единицами языкового поведения являются ТАГМЕМЫ как минимально функционально нагруженные формальные элементы (инварианты-фон, морф).
Тагмемам противостоят ТАГМЫ как минимальные конкретно данные в анализе реализации грамматических элементов (варианты-фон, морф). Тагмемы объединяются в СИНТАГМЕМЫ ("конструкции").
Еще один метод структурного анализа - ЦЕПОЧЕЧНЫЙ АНАЛИЗ
Язык рассматривается как способ линейного развертывания отдельных элементов.
Предложение представляется как цепочка категориальных символов. Предложение может быть разложено на частные цепочки и представлено в виде комбинаций элементарных единиц ( фонем, морфем, слов и т.д.)
МЕТОД ТРАНСФОРМАЦИОННОГО АНАЛИЗА
(разработан в рамках Ельской школы)
З. Харрис
В основе метода предположение о наличии в синтаксической системе ядерных (исходных) структур и правил их трансформации - преобразования, при условии сохранения неизменным лексич. состава ядерной структуры и синтаксических отношений между лексемами.
ТИПЫ ДИСТРИБУЦИЙ:
Абстрактные единицы языка реализуются в речи как инвариант.
На первом этапе дистрибутивного анализа синтагматическая цепь лингвистических единиц членится на значащие отрезки - морфы,
(слог-результат фонетич. членения; морф-грамматич. значащая единица)
затем повторяю сея сегменты анализируются в различных текстовых окружениях и устанавливаются 3 типа дистрибуций:
1 ТИП:
КОНТРАСТНАЯ Д. - морфы находятся в КД, если в одних и тех же окружениях они передают разные значения.
Ich | sprech | e. Ihr | sprech | t. 2 разные морфемы
( окружение одинаковое, значения разные)
2 ТИП:
НЕКОНТРАСТНАЯ Д. - морфы находятся в НД, если в одних и тех же окружениях они передают одинаковые значения.
Ihr | sprech | et. Ihr | sprech | t. свободные варианты
3 ТИП:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Д. - морфы, находятся в ДД, если в различных окружениях они передают одинаковые значения.
Ihr | sprech | t. Ihr | halt | et. позиционные варианты=алломорфы
Генеративная порождающая грамматика Хомского.
Правила трансформаций: (Миша пришел)
1) перестановка элементов ( пришел Миша?)
2) субституция/замена 1 из элементов (он пришел)
3) адъюнкция/добавление. (Миша пришел в магазин)
4) эллипсис/исключение элемента ( речь о грамматической замене) (Миша!Пришел!)
Создание ГГ стало реакцией на бихевиористские импирические и таксономические по своей цели методы дистрибутивного анализа и анализа по непосредственно составляющим.
В ГГ главной единицей языка стало - предложение, которое рассматривалось с точки зрения процессов его порождения из элементарных абстрактных единиц на основе правил вывода (формационных правил) и правил преобразования (трансформационных правил).
"Язык - совокупность предложений. Грамматика - своего рода механизм, порождающий все грамматически правильные последовательности языка и не порождающий ни одной грамматически неправильной". Хомский
Хомский разграничивает 2 понятия:
компетенции употребления
язык речь
глубинные структуры поверхностные структуры
competence performance
Хомский отмечает, что его грамматика является не моделью порождения текста, а моделью компетенции (знания).
Грамматика Хомского строится в соответствии с принципами развертывания логических исчислений.
Эта грамматика включает правила 3х видов:
1) Правила моделей непосредственно составляющих - происходит порождение ядерных предложений.
2) Трансформационные правила
3) Морфо-фонемные правила
В качестве исходных элементов постулируются следующие категории:
S - предложение
NP - именная группа
VP - глагольная группа
По трансформационной модели происходит преобразование ядерных предложений.
По морфо-фонемным правилам происходит словообразование и словоизменение.
Типы трансформаций по Хомскому:
1) трансформация S -> S
внутри предложения
(утвердительное-отрицательное, актив-пассив)
2) S1+S2=S3
простое предложение в сложное
3) S -> NP
номинализация
Именные группы, полученные в результате номинализации т. н. интродуктивных предложений, вводятся в соответствующие позиции базового предложения, например:
Содействие друзей помогло ему достичь успеха.
Это предложение - результат объединения следующих предложений:
1ого базового: нечто помогло ему сделать что-то ( нечто, что-то - пустые позиции)
2ого номинализованного интрадуктивного: друзья содействовали ему; номинализация:содействие друзей
3его номинализованного интрадуктивного: он достиг успеха; номинализация: достижение успеха
Трансформационные правила по Хомскому представляют собой естественное продолжение правил трансформационной грамматики и грамматики непосредственно составляющих.
Ядерные предложения, порожденные по модели непосредственно составляющих преобразуются в новые предложения по трансформации нем правилам.
В отличие от трансформаций по Харрису, которые есть статическое отношение между двумя конструкциями, трансформации у Хомского - это динамическое отношение между исходным предложением и предложением трансформом.
1 этап развития ГГ:
"Синтаксические структуры" 1957
2 этап:
"Аспекты теории синтаксиса" 1965
В 1й редакции Хомский отказывается от учета семантического фактора
На 2м этапе грамматика включает уже целый ряд компонентов:
1) синтаксический (правила порождения фразовых структур);
трансформационные правила, преобразующие глубинные структуры в поверхностные
2) семантический (семантическая интерпретация глубинных структур)
3) фонологический (фонетическая интерпретация поверхностных структур)
В др. версиях своей грамматики Хомский при семантической интерпретации предложения учитывается роль интонации, порядок слов, тема и рема.
На основе ГГ развивается Порождающая/Интерпретативная семантика, которая описывает процесс вывода значения целого предложения из значений составляющих его элементов с опорой на формальную глубинную структуру.
Критика Хомского:
1) "Одевает по моде" традиционную грамматику
2) Плохое знание европейской лингвистики (недостаточно примеров)
3) Набор гипотез (интуитивны)
Хомский: " Под порождающей грамматикой я понимаю просто систему правил, которая некоторым эксплицитным и хорошо определенным образом приписывает предложениям структурные описания. ПГ не является моделью для говорящего или слушающего, она стремится охарактеризовать в наиболее нейтральных терминах знание языка, кот. дает основу для действительного использования языка говорящим-слушающим".
- Коммуникативно-прагматическая парадигма
- Индийская, китайская и греко-латинская лингвистические традиции. Философия языка в позднеантичной патристике.
- Философия языка в. Фон Гумбольдта и неогумбольдтианство. Язык как выражение духа народа. Гипотеза лингвистической относительности.
- Американский структурализм. Дескриптивная лингвистика. Метод дистрибутивного анализа. Генеративная (порождающая) грамматика. Трансформационный метод (л. Теньер, н. Хомский, ч. Филлмор, у. Чейф).
- Прагматический поворот. Лингвистическая прагматика. Теория речевых актов. Постулаты речевого общения. Коммуникативно-функциональная лингвистика.
- Систематическое исследование прагматического потенциала языковых единиц
- Изучение взаимодействия коммуникантов в процессе языкового общения
- Интегральный подход к тексту как многомерному антропоцентрическому феномену.
- Критерии текстуальности.
- Дискурсивные и коммуникативные параметры текста.
- Интерпретация текста в системе отношений: автор - текст - читатель.
- Теории дискурса в современной лингвистике в их проекции на проблемы лингвистики текста и стилистики.
- Типология значений. Лексическое значение и анализ его структуры.
- Семантическая структура многозначного слова. Иерархическая система лексико-семантических вариантов. Взаимодействие лсв в семантической структуре.
- Системные отношения в структуре словаря.
- Лексическая оппозитивность.
- Парадигматические группировки в лексике.
- Методы исследования лексического значения.
- Теория языкового знака. Когнитивные механизмы семиозиса.
- Понятие языковой личности. Языковая картина мира.
- Вторичная номинация и семантический перенос. Механизмы семантического сдвига и переноса.
- Деривационная семантика. Система значений словообразовательных формантов.
- Основные принципы построения типологии словарей. Расширение типологии словарей в немецкой лексикографии 20-21 веков.
- Двусторонняя связь теории лексикологии и практики лексикографии (на базе одной проблемы, например: Развитие теории значения и описание семантической структуры слова в толковом словаре.
- Типология словарных дефиниций. Обусловленность формы дефиниции типом словаря, его назначением и объемом.
- Словарная статья как особый тип текста. Тенденции развития текста словарной статьи.
- Критерии отбора словника в словари различного назначения. Расширение лексикографической базы и использование комплекса методов сбора лексического материала.