8.2. Дополнительная литература
Бромлей, С.В. Очерки морфологии русских говоров / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова. М.: Наука, 1972.
Булатова, Л.Н. О русских народных говорах / Л.Н.Булатова, Л.Л.Касаткин, Т.Ю.Строганова. М., 1975.
3. Захарова, К.Ф. Диалектное членение русского языка /К.Ф. Захарова, В.Г. Орлова. М., 2004.
Князев, С.В. Русская диалектная фонетика / С.В. Князев. М., 2008.
Коготкова, Т.С. Русская диалектная лексикология / Т.С.Коготкова. М., 1979.
Козырев, В.А. Лексика современных русских народных говоров / В.А.Козырев. Л., 1984.
Кузнецова, О.Д. Актуальные процессы в говорах русского языка / О.Д.Кузнецова. Л., 1985.
Лексический атлас русских народных говоров. Материалы и исследования 2008-2012. СПб., 2008-2012. – Статьи по выбору.
Мызников, С.А. Лексика финно-угорского происхождения в русских говорах северо-запада / С.А.Мызников. СПб., 2003.
Трубинский, В.И. Очерки русского диалектного синтаксиса / В.И.Трубинский. Л., 1984.
по пермской диалектологии
1. Адливанкин, С.Ю. К вопросу о лексико-грамматическом статусе несогласуемых глагольных словоформ на -но и –то / С.Ю.Адливанкин, Н.П.Потапова // Живое слово в русской речи Прикамья. Пермь, 1979. С.57-66.
2. Бакланова, И.И. К проблеме взаимовлияния русских говоров Пермской области и коми-языка / И.И.Бакланова // Проблемы лингвистического краеведения. Пермь, 2002. С.24-28.
3. Борисова, А.Н. Лингвокраеведение и профессиональная подготовка учителя-словесника / А.Н.Борисова // Лингвистическое краеведение. Пермь, 1991. С.3-12.
4. Гордеева, О.В. Русские говоры Прикамья и история русского языка / О.В.Гордеева // Проблемы лингвистического краеведения. Пермь, 2004. С.61-71.
5. Грузберг, Л.А. Говор деревни Акчим как типично пермский говор / Л.А.Грузберг // Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.29-40.
6. Подюков, И.А. Народная фразеология в зеркале народной культуры / И.А.Подюков. Пермь, 1990.
7. Полякова, Е.Н. Формирование пермских говоров / Е.Н.Полякова // Русские говоры пермского региона. Формирование. Функционирование. Развитие. Пермь, 1998. С. 4-30. Или в кн.: Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.21-29.
Статьи по выбору в сборниках, освещающих проблемы диалектологии (в основном пермской): "Живое слово в русской речи Прикамья", "Проблемы лингвистического краеведения", "Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение" и др.
словари
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль. СПб., 1863.
2. Полный словарь сибирского говора / под ред. О.И.Блиновой. Томск, 1992-1995.
4. Прокошева, К.Н. Фразеологический словарь пермских говоров / К.Н.Прокошева. Пермь, 2002.
5. Псковский областной словарь с историческими данными / ред. А.И.Лебедева, О.С.Мжельская, Л.А.Ивашко и др. Л., 1967-1996.
6. Словарь говора деревни Акчим Красновишерского района Пермской области / под ред. Ф.Л.Скитовой. Пермь, 1985-2011. Вып. 1-6.
7. Словарь говоров Соликамского района Пермской области. Пермь, 1973.
8. Словарь пермских говоров / под ред. А.Н.Борисовой, К.Н.Прокошевой. Пермь, 2000-2001. Т. 1-2.
9. Словарь русских говоров Среднего Урала / ред. П.А.Вовчок, Н.П.Костина, А.К.Матвеев. Свердловск, 1964-1988.
10. Словарь русских народных говоров. В 43 вып. М.; Л.; СПб., 1965-2010 http://iling.spb.ru
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Введение
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Раздел 2. Фонетическая система говоров
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Раздел 3. Морфология и синтаксис русских говоров
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Диалектное словообразование.
- Раздел 4. Лексика русских говоров
- Тема 6. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря.
- Тема 7. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 8. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 9. Диалектная лексико-фразеография.
- Раздел 5. Диалектное членение русского языка. Говоры родного края
- Тема 10. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.
- Тема 11. Формирование и развитие пермских говоров. Лингвокраеведение Прикамья. Влияние диалектного окружения на речь учащихся.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря. Этнографизмы.
- Тема 6. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 7. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 8. Диалектная лексико-фразеография.
- Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации