logo search
Лекции по глаголу

Служебные глаголы:

aux:phase — фазовые (начать, продолжать, прекратить) aux:caus — служебные каузативные (вызвать, привести (к))

А.М. Чепасова и И.Г. Казачук в книге «Русский глагол» выделяют 5 крупных семантических блоков глаголов (семантических категорий):

1) глаголы бытия (обозначают наличие факта, события без указания на его развитие, внутреннее движение: быть, находиться, спать, присутствовать, располагаться);

2) глаголы становления (обозначают внутреннее развитие, движение: взрослеть, светлеть, добреть, меркнуть, вянуть, сохнуть);

3) глаголы действия, деятельности (обозначают различные действия – физические, мыслительные, речевые);

4) глаголы действенного состояния (обозначают физическое или психическое состояние человека, животных, предметов, которое не всегда внешне активно проявляется: молчать, сидеть, чувствовать, сострадать);

5) глаголы отношения (объединяют глаголы, которые обозначают направленные действия: оценивать, относиться, нравиться, зависеть, противоречить, руководить).

Все 5 категорий находятся между собой в сложных взаимодействиях: глагол 1 категории может включать в себя сему другой категории: дружить – семы бытия и отношения. Каждую семантическую категорию можно разделить на более мелкие семантические группы.

Так, выделяют глаголы:

  1. конкретного действия (читать, строить),

  2. движения (идти, летать),

  3. физического и душевного состояния (болеть, радоваться),

  4. деятельности органов чувств (видеть, слышать),

  5. изменения состояния (слабеть, худеть),

  6. звука и проявления речи (кричать, охать, свистнуть),

  7. мысли (думать, воображать, мечтать),

  8. бытия, существования (быть, находиться, отсутствовать),

  9. отношения (относиться, располагать),

10) обладания (иметь, владеть),

11) проявления признака (нежничать, нахальничать, подличать),

12) рода деятельности (учительствовать, слесарничать),

13) умения (уметь, научиться),

14) получения (получить, достать, взять),

15) манеры поведения (куражиться, храбриться),

16) модальные (хотеть, мочь, стремиться),

17) фазисные/ фазовые – т.е. обозначающие начало, продолжение и конец действия (начать, продолжить, завершить).

18) глаголы с эмоциональным значением (любить, бояться, обожать, нравиться)

Зачем нужно знать семантические категории и группы глагола?

  1. Курсовые, квалификационные работы.

  2. Синтаксис

А) В качестве вспомогательной части СГС могут использоваться:

1) фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение или конец действия: начать, начинать, стать, приниматься (в значении «начать»), продолжать, кончать, прекратить, бросить (в значении «кончить»): Начни рисовать в конце концов!, Летом мы продолжим изучать синтаксис. На этом мы закончили говорить;

2) модальные глаголы, обозначающие намерение, волеизъявление, способность, предрасположенность, желание: хотеть, желать, уметь, мочь, намереваться, ухитряться, разучиться, суметь, готовиться: Я вас никак забыть не мог (Л), Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить (Манд.);

3) глаголы с эмоциональным значением: любить, бояться, обожать, нравиться: Я люблю смотреть, как другие актрисы играют роли совершенно иначе, чем сыграла бы я. Им нравится принимать у себя россиян. Она обожает пить чай;

Б) Если 1 глагол в конструкции личн. Глаг. + Инф является глаголом движения, то эти глаголы представляют собой разные члены предложения: пойду гулять, бегу смотреть.

Морфологические категории глаголов

Вид глагола

Даны пары глаголов:

1) гореть – огреть,

2) отгореть – отогреть,

3) отгоревать – отогревать.

Как называются подобные пары слов, отличающиеся только расположением букв в слове? (анаграммы). В каких парах представлены глаголы разного вида? (1 и 3).

План

  1. Общая характеристика категории вида

  2. Видовые пары, их образование

  3. Видовые пары глаголов движения

  4. Одновидовые и двувидовые глаголы

  5. Характер категории вида

  6. Способы глагольного действия

1. Общая характеристика категории вида

Категория вида исключительно глагольная категория, ее нет ни у одной другой части речи. Кроме этого, вид является общеглагольной категорией, т.к. охватывает все типы глагольных форм – личные, инфинитивные, причастные и деепричастные – и тем самым удерживает их в составе одной части речи.

Глагольная категория вида выражает различия в протекании действия; сравните: писать (письмо) – действие совершается, написать – действие уже совершилось.

В русском языке 2 вида – совершенный и несовершенный.

? Почему преподавателей на зачете или экзамене не убеждает фраза: «Я учил»? В чем сущность противопоставления несовершенного вида совершенному?

Глаголы совершенного вида обозначают действие как целостное, ограниченное в своем протекании пределом, т.е. такой границей, по достижении которой оно прекращается: Я написал письмо. Действие, названное глаголом написал, достигло своего результата и после этого прекратилось. Указание на достижение предела может проявляться и в будущем времени: он напишет письмо. Действие будет совершаться после момента речи, но говорящий указывает, что действие достигнет предела.

Глаголы несовершенного вида не содержат в своем значении указания на достижение предела действия, оно представлено в развитии, процессе: Он будет писать письмо. Он пишет письмо. Он писал письмо. В последнем примере глагол обозначает действие, которое уже произошло, но указания на достижение предела нет.

Категория вида связана с категорией времени: глаголы несовершенного вида имеют 3 формы времени (настоящего, прошедшего, будущего), глаголы совершенного вида только 2 формы времени (прошедшего и будущего).

Формы будущего времени у глаголов совершенного и несовершенного вида различны: у глаголов несовершенного вида форма будущего времени сложная (буду читать, буду читать), у глаголов совершенного вида - простая (сделаю, прочту).