§ 4. Средства создания эмоционально-оценочной характеристики слов
В качестве средств эмоционально-оценочной характеристики выступают суффиксы или как единственные средства выражения, или в составе других. Самые продуктивные суффиксы:
– еньк- (-оньк-) и производные от них: о – охоньк- (-ехоньк-), – ошеньк- (-ешеньк-), – ухоньк- (-юхоньк-) и т. д.; а также – ущ- (-ющ)-, – ащ- (-ящ)-; – ист-, – аст- и др.:
любонький, маломожненький, вяленький, незаживненький (слабый здоровьем); шатущий; завесистый, разлюбленный.
Эмоционально-оценочная характеристика в ряде случаев «заложена» в самом производящем слове:
Вопливый – (ср.: вопить – громко, неистово кричать, плакать);
вихлявый – развязный (ср.: вихлять – двигать из стороны в сторону, покачивать плечом, вилять);
обжористый, прожористый – (ср.: обжора, прожора),
барахлистый, барахлитый – хвастливый (ср.: барахло – о ком-, чем-либо никуда не годном, скверном).
По мнению О.И. Блиновой, наиболее экспрессивны, выразительны, эмоциональны прилагательные, употребляемые в переносном значении или образованные от слов в переносном значении:
зубатый (злой), щекатый (болтливый), собаковатый (скандальный), рукастый (ловкий, расторопный) [Блинова 2002: 14].
Для диалектного слова характерна утрата эмоционально-оценочной функции: оно может употребляться как нейтральное, а нейтральное может переходить в эмоциональное. Эмоциональность может быть не выражена морфологической структурой слова. Важен контекст, важны особые условия употребления слова в контексте, где выражено отношение говорящего к тому, о ком он говорит. Важна и интонация и другие средства выражения. Эмоционально-оценочная характеристика слова создается самим контекстом, интонацией. Например:
Ой, он чамливый такой, ничего не ест.
(Записано в дер. Алымка Уватского р-на);
Помереть ему нужно, а он затянулся, затяжливый.
(Записано в дер. Втнокурово Тобольского р-на);
Аппетит хороший, солошой, ест всё без разбора, кроме мухомора.
(Записано в дер. Алымка Уватского р-на);
Либивый — это чахлый, а если толстый да красный, ето здоровящий.
(Записано в дер. Преображенка Тобольского р-на);
Неопряшлива хозяйка котора, так про ею говорят, что рёпся.
(Записано в дер. Горнослинкино Уватского р-на);
Стала бабка либива, девки молоды смеются, не знают, что за либива. Я им сказала: «Чахленька, пречахленька».
(Записано в дер. Алымка Уватского р-на).
Большую роль играют дополнительные слова в контексте, интонация, суффиксы:
Со мной вместях ехали старик со старухой. Старуха тоуста, старик худистый, такой тощавый совсем.
(Записано в дер. Полуяново Тобольского р-на)
Значение слова и контекст подчеркивают эмоциональную характеристику слова:
Ейна мать была лесовая: две собаки на цепях да дверь закрыта-така дика.
(Записано в дер. Медведчиково Тобольского р-на);
Статный или обставной мужик, у кого меньше вывихов, толковый целовек.
(Записано в дер. Горнослинкино Уватского р-на).
В современной диалектной речи местных жителей эмоциональность и выразительность, оценочная характеристика слова создается и благодаря использованию в речи устаревших слов в качестве производящих:
могутный, досюльный (старый, о человеке), сумленный (добрый, сердечный).
По происхождению исследуемая лексика славянская, за исключением нескольких слов:
мяляйдучий – крикливый (от мяляйдать – кричать, заим. из прибалт. – финск);
ребяйдучий – ворчливый (от ребяйдать – болтать, ворчать, происх. неясно, предположительно из карел).
По словообразовательной структуре эмоционально-оценочные прилагательные производные в большинстве своем, образованные, главным образом, суффиксальным способом, мотивированные основами глаголов, прилагательных и имен существительных. Определенное количество имен прилагательных образовано префиксальным способом и способом сложения. Преобладают общеупотребительные основы, меньше диалектных.
Основной состав эмоционально-оценочных прилагательных – это лексико-словообразовательные диалектизмы:
болтлявый, собаковатый – скандальный,
худистый, морщиноватый – старый,
толковистый, проворый – ловкий в деле,
находчистый, людавый – общительный.
Собственнло-лексические диалектизмы составляют меньший процент, но они также активны в речи носителей говоров:
рагозливый – кляузный, склочный (от рагоза — свара, ссора, брань),
дрочёный — изнеженный, избалованный (от дрочить — ласкать, баловать любя),
чамливый, чамый – разборчивый в еде,
брезгливый – от чамкать – чавкать, шамкать,
могутный – сильный, здоровый – от могута — сила,
шадровитый – рябой, от шадра – оспа, оспинка.
Лексико-семантические диалектизмы находятся в равном количественном соотношении с лексическими:
она придуривает, чудная она у нас, придурковатая.
Таким образом, основным средством создания эмоционально-оценочной характеристики слов суффиксы как единственные средства выражения, эмоционально-оценочная характеристика в ряде случаев «заложена» в самом производящем слове эмоциональность и выразительность, оценочная характеристика слова создается и благодаря использованию в речи устаревших слов в качестве производящих.
- Существительные со значением оценки человека в говорах Тобольского района (по данным картотеки диалектной лексики кафедры русского языка и мпря тгспа им. Д.И.Менделеева)
- Члены гэк:
- Тобольск 2012 оглавление
- Введение
- Рабочая гипотеза
- Глава I диалектная речь как предмет исследования
- § 1. Место диалектов в системе русского национального языка
- § 2. Особенности говоров территории вторичного заселения
- § 5. История изучения сибирских говоров
- Вывод по первой главе
- Глава II существительные со значением оценки человека в говорах тобольского района
- § 1. Эмоционально-экспрессивная лексика в русском языке
- § 3. Эмоционально-оценочная лексика говоров Тобольского района
- 3.1. Имена существительные, характеризующие внешние данные человека
- Лексика с положительной оценкой
- Лексика с отрицательной оценкой
- 3.2. Имена существительные, характеристику внутренние качества человека
- Лексика с положительной оценкой
- Лексика с отрицательной оценкой
- § 4. Средства создания эмоционально-оценочной характеристики слов
- Выводы по второй главе
- Список использованной литературы Источник:
- Список научной литературы:
- Словари и справочная литература:
- Материалы к областному словарю говоров тобольского района
- I. Слова, характеризующие внешние качества человека
- Лексика с положительной оценкой
- Фразеологизмы со значением ‘внутренние, душевные качества человека’ в тоболо-иртышских говорах:
- Особенности сибирского глвора Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта
- Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта»
- Ход мероприятия:
- I. Вступительное слово учителя.
- Методические рекомендации для учителя
- Правила орфоэпии, на которые нужно указывать учащимся: