2. По видам синтаксической связи.
1) согласование – ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласование бывает:
а) __________________________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________________________
2) управление _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды управления различают по нескольким основаниям:
1) по наличию / отсутствию предлога как средства связи:
а) __________________________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________________________
2) по главному слову:
а) __________________________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________________________
3) по характеру связи компонентов: а) сильное, б) слабое.
При сильном управлении главное слово обязательно нуждается в распространителе для реализации своего значения или для восполнения смысловой недостаточности.
Группы слов, способные к сильному управлению:
1) все переходные глаголы с сущ. в винительном падеже без предлога или в родительном падеже при отрицании: ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2) существительные, образованные от переходных глаголов, требующие родительного падежа без предлога: ___________________________________________________________________
3) глаголы со значением желания, ожидания, требования, опасения, при которых отвлеченные существительные имеют форму родительного падежа без предлога: ______________________
____________________________________________________________________________________
4) отглагольные существительные со значением желания, ожидания, требования, опасения, при которых отвлеченные существительные имеют форму родительного падежа без предлога: ___
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) количественные числительные с зависимыми существительными в родительном падеже: __________________________________________________________________________________
6) приставочные глаголы, употребляющие только с определенными предлогами и допускающими только одну (редко – две) форму зависимого слова: _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) формы сравнительной степени прилагательных и наречий с зависимыми словами в родительном падеже: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
При слабом управлении употребление зависимого слова в определенной форме косвенного падежа не предопределено грамматическими и семантическими особенностями главного слова:
Жить:
для пространственных отношений – _____________________________________________________ для объектных отношений ____________________________________________________________ для качественной характеристики _______________________________________________________
для временных отношений _____________________________________________________________
Слабое управление характерно для непереходных глаголов: приехать за вещами, на машине, к реке...
Им обладают и глаголы с сильным управлением: мыть руки – сильное управление, но могут быть и слабоуправляемые формы: мыть с мылом, водой, в тазу, под краном.
Способны к слабому управлению: отвлеченные существительные (жизнь в городе, без огорчений, с другом), прилагательные (сильный духом, до удивления), наречия (далеко от города, до дома), порядковые числительные (первый с краю, от леса, по списку).
3) примыкание - _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Примыкают неизменяемые слова:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Деление подчинительной связи на три вида пересекается с разграничением связей по принципу обязательности / факультативности.
Обязательной считается связь, если главное слово нуждается в зависимом слове для восполнения смысловой недостаточности: выглядеть хорошо, оказаться свидетелем, наткнуться на препятствие.
При факультативной связи главное слово главное слово является достаточным для выражения понятия: река, темный, спать. Зависимый компонент возможен, но не обязателен.
Именно понятие обязательной / факультативной связи легло в основу разграничения сильной и слабой связи. Причем эти характеристики переносятся не только на управление, но и на согласование и примыкание.
Согласование бывает сильным, если главным словом является слово с ослабленной семантикой (это дело веселое, это вещь непостижимая, он человек странный).
Примыкание тоже может быть сильным: умудриться (что сделать?) упасть, находиться (где?) поблизости.
В системе подчинительных связей выделяются вариативные связи, которые выражают близкие смысловые отношения: работать вечерами - по вечерам, летать на самолете - самолетом, письмо другу - письмо к другу.
При наличии параллельных образований одна из форм со временем становится более продуктивной, в последнее время заметна продуктивность беспредложных форм. Параллельные синтаксические связи становятся предметом исследования не только синтаксиса, но и синтаксической семантики и стилистики. Формы могут различаться смысловыми оттенками (просить помощи - просить о помощи) либо стилистической окрашенностью (идти по грибы - идти за грибами, работать по окончании вуза - работать после окончания вуза).
- Лекция № 1. Общие вопросы теории синтаксиса
- Вопрос 1. Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке.
- Связь синтаксиса с другими разделами языка
- Синтаксис и фонетика
- Синтаксис и словообразование
- Вопрос 2. Система синтаксических единиц.
- Вопрос 3. Синтаксические связи и отношения, средства их выражения.
- Средства синтаксической связи и выражения синтаксических отношений
- 1. Словоформы.
- 2. Служебные слова - союзы и частицы.
- Вопрос 4. Грамматические значения (гз) синтаксических единиц.
- Вопрос 5. Основные этапы изучения синтаксиса русского языка. Основные направления в изучении синтаксической теории на современном этапе.
- 1 Этап (вторая половина XIX – начало XX вв.)
- 2 Этап (50-е годы XX века)
- 3 Этап (вторая половина XX века- начало XXI века)
- Лекции № 2-3. Словосочетание.
- Вопрос 1. Вопрос о словосочетании как синтаксической единице в русской грамматике.
- Вопрос 2. Характеристика словосочетания как синтаксической единицы.
- Признаки словосочетания:
- Словосочетание и слово
- Словосочетание и предложение
- Вопрос 3. Классификация подчинительных словосочетаний.
- 1. По морфологической природе главного компонента.
- 2. По видам синтаксической связи.
- 3. По семантико-синтаксическим отношениям.
- 4. По степени спаянности компонентов.
- 5. По структуре.
- Вопрос 4. Вопрос о сочинительных словосочетаниях.
- 1) По средствам связи:
- 2) По синтаксическим отношениям:
- 3) По потенциальному количественному составу:
- Лекции № 4-5. Предложение как основная синтаксическая единица.
- Вопрос 1. Вопрос о сущности предложения как синтаксической единицы.
- Вопрос 2. Основные признаки предложения.
- 1 Признак предложения- предикативность.
- 2 Признак предложения- интонационная завершенность.
- 3 Признак предложения- относительная семантическая законченность.
- 4 Признак - грамматическая оформленность.
- Вопрос 3. Аспекты исследования предложения в современной синтаксической науке.
- I. Логический аспект изучения предложения.
- II. Структурный аспект изучения предложения.
- III. Семантический аспект изучения предложения.
- IV. Коммуникативный аспект изучения предложения.
- Вопрос 4. Типология предложений.
- 1. Типология по цели высказывания.
- 2. Типология по эмоциональной окрашенности.
- 3. Типология по характеру предикативных отношений.
- 4. Типология по структуре.
- Лекция № 6. Простое предложение.
- Вопрос 1. Основные признаки простого предложения как единицы синтаксиса.
- Вопрос 2. Структурные схемы и парадигма простого предложения.
- Вопрос 3. Основные семантические типы простого предложения.
- 3. Семантика акциональности (действования).
- 4. Семантика характеризации.
- Вопрос 4. Современные концепции структурно-семантического устройства простого предложения.
- Лекции № 7-8. Двусоставные предложения. Главные члены предложения.
- Вопрос 1. Двусоставные предложения.
- Вопрос 2. Члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения, их типология.
- 1. По морфологическому выражению:
- 2. По функции:
- 3. По структурной обязательности:
- 4. По семантике:
- Вопрос 2. Подлежащее, его структурно-семантические признаки и способы выражения.
- 3. Подлежащее, выраженное синтаксически цельным словосочетанием:
- Вопрос 3. Сказуемое, его структурно-семантические признаки и способы выражения.
- Типология сказуемого
- 1. Простое глагольное сказуемое.
- 2. Простое глагольное сказуемое осложненного типа.
- 3. Составное глагольное сказуемое.
- 4. Составное именное сказуемое.
- 5. Сложное сказуемое.
- Вопрос 4. Предикативная связь главных членов предложения.
- Лекции № 9-10. Односоставные предложения.
- Вопрос 1. Общая характеристика односоставных предложений.
- Вопрос 2. Типология односоставных предложений.
- Определенно-личные предложения
- Неопределенно-личные предложения
- Обобщенно-личные предложения
- Безличные предложения
- Инфинитивные предложения
- Номинативные предложения
- Вокативные предложения
- Генитивные предложения
- Лекции № 11-12. Второстепенные члены предложения.
- Вопрос 1. Второстепенные члены как структурно-семантические компоненты распространенного предложения. Из истории изучения второстепенных членов предложения.
- Из истории изучения второстепенных членов предложения
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- Вопрос 2. Типология второстепенных членов предложения.
- Вопрос 3. Характеристика присловных членов предложения. Определение
- Приложение
- Дополнение
- Обстоятельство
- Разряды обстоятельств по значению
- Вопрос 4. Приосновные члены предложения (детерминанты).
- Вопрос 5. Синкретизм второстепенных членов предложения.
- Основные причины синкретизма второстепенных членов предложения
- Лекция № 13. Неполные и нечленимые предложения.
- Вопрос 1. Понятие о неполных предложениях.
- Вопрос 2. Разновидности неполных предложений, их характеристика.
- Вопрос 3. Вопрос об эллиптических предложениях.
- Вопрос 4. Нечленимые предложения (слова-предложения).
- «Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения» рабочая тетрадь. Курс лекций»
- 241036, Г. Брянск, ул. Бежицкая, 14