logo search
Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная за

Сочинение – это тоже текст

Текстовый этап работы над сочинением предполагает умение соотносить содержание и объем категориальных признаков текста (категории отдельности, реализующейся в различных видах зачинов и концовок, категории связности во всех её видах, категории партитурности, проявляющейся в распределении содержания текста в фоновом, сюжетном и авторском планах текста и других категориях текста) с конкретными текстовыми реализациями в сочинениях). За каждой из этих категорий стоят сложные сущности, и их освоение является обязательным условием свободного владения техникой слога.

Опыт и наблюдения показывают, что текстовые зачины являются одной из самых «капризных» составляющих текста. Дело в том, что, с одной стороны, содержание и структура зачина и приёмы его конструирования зависят от характера темы и содержания главной мысли сочинения и содержания анализируемого в сочинении текста, а с другой стороны, зачин всегда сориентирован на читателя и должен отражать его интересы.

В результате в одних случаях на первый план в зачине выступает характеристика темы сочинения, в других – заявляется главная мысль сочинения, установка на осмысление вводимого для анализа или комментариев материала текста («Главная мысль, которую я хочу обосновать в своем сочинении, - это мысль о том, что…»), довольно часто основному содержанию текста предпосылаются тезисы и обосновывается порядок их обсуждения («Мы хотели бы ограничиться в своем сочинении обсуждением следующего тезиса, который определяется самим автором …»), нередко в зачине намечается ход мыслей и т.д.

Если в названии темы сочинения, сообщения или доклада содержатся понятия, которые требуют пояснения или истолкования, если для раскрытия темы необходима социальная, политическая или экономическая характеристика того или иного исторического периода, и если по замыслу автора предмет обсуждения должен рассматриваться в широком контексте, зачин становится частью текста, подготавливающей читателя или слушателя к восприятию основной текстовой информации. Но зачин может планироваться и как часть текста, призванная привлечь коммуниканта, сделать явным предмет обсуждения, ход мысли, создать эмоциональный настрой, акцентировать установку на аспект обсуждения темы. Во всех этих случаях меняются тип зачина, его функция, структура, приёмы сопряжения элементов в зачине, способ начинать текст.

Об особенностях зачина мы вели разговор ещё на первых занятиях элективного курса «Текстоведение», учащимся предлагалось в процессе работы с текстами постепенно создавать Памятку «Как начать текст». Теперь можно подвести итоги этой работы. Обсуждение работы можно начать с вопроса «Что говорят писатели о важности работы над началом (зачином текста, абзаца». Учащиеся находят примеры, подтверждающие, что в роли зачина (всего текста, абзаца) часто выступают:

Учащиеся могут привести и другие примеры (не только из текстов, предложенных учителем), отметить, что очень часто первые предложения всего текста или абзаца четко формируют (тезис, который затем доказывается, основную мысль, которая раскрывается, конкретизируется в последующих предложениях).

Следует донести информацию о типах зачинов:

  1. фактуальный зачин представляет собой тип зачинов, в которых:

  1. концептуальный зачин представляет собой такой тип зачинов, в которых:

  1. тематический зачин представляет собой такой тип начальной части текста, в котором:

На текстовом этапе работы над сочинением:

Не рекомендуется планировать ход мысли и без детализации основных положений сочинения, так как он зависит не только от общей стратегии развертывания текста сочинения, но и от содержания детализированных тезисов. Последнее существенно влияет при этом на способы связи между отдельными фрагментами сочинения. Нужен некий усредненный вариант планирования хода мысли, когда учитывается и перспектива развития темы сочинения, и общее содержание заготовленных фрагментов текста.

Одним из самых распространенных компонентов в средней части сочинения являются пересказы анализируемых отдельных частей текста. Методика освоения приемов пересказывания довольно проста, но предполагают два обязательных условия:

  1. наличие типологии текстов – пересказов;

  2. знание, понимание и учёт текстообразующих факторов.

Коммуникатируется направленность текста – одна из самых важных его характеристик. Формы её реализации многообразны:

На наш взгляд, следует остановиться на способах привлечения внимания к теме и содержанию текста. Текст, каким бы нужным, важным и полезным он ни был, реализуется лишь в том случае, если читатель (слушатель) становится соавтором этого текста. «Мы с тобой, ты и я, одной крови» - подобно Маугли могли бы сказать друг другу автор читатель и поклясться помогать друг другу. Как? Прежде всего, автор должен заинтересовать читателя. Затем – удержать интерес. Далее – организовать работу ума и сердца. Приемы привлечения внимания и создания текстового ожидания лежат в области закономерностей речевой коммуникации. Отмечаются следующие приемы привлечения и удерживания внимания:

  1. подбор информации, отвечающий доминирующей потребности коммуниканта;

  2. проблемности информации;

  3. прием взаимодействия интересов, достигаемый тем, что в тексте уделяется определенное внимание тому, каким образом интересы коммуниканта, его надежды представлены в объекте информации;

  4. гиперболизация, доведение до абсурда: «Мир гениев? Одних только гениев? Только представьте себе: несколько миллиардов людей, и все – гении! Это же можно сойти с ума!»

  5. начало – парадокс, например: «А нужен ли бензин?»

  6. начало – незаконченная мысль, например: «Как сделать так, чтобы…?»

  7. начало – вопрос; этот вид может принадлежать к любому способу привлечения внимания: «хорошо ли быть гением?»

Для многих учащихся большую трудность представляет заключительной части сочинения. На занятиях полезно проанализировать тексты-образцы.

Делаем вывод: то, как пишется заключительная часть текста (это прежде всего относится к публицистическому стилю), во многом предопределяется формулировкой темы: ключевые слова, обозначенные в теме, или их синонимы обычно выполняют свою ключевую роль и в последних предложениях (полезно привести примеры из творческих работ школьников, неудачные варианты предлагаются для редактирования).

Белинский видел одно из достоинств произведений Пушкина в том, что в них «конец гармонирует с началом». Это полезно вспомнить и подтвердить конкретными примерами, когда мы говорим на занятиях о таких признаках текста, как связность, целостность, завершенность. Учащиеся приходят к выводу: прежде чем написать заключительную часть сочинения, нужно непременно перечитать его начало и, делая вывод, обобщая все, чему посвящена творческая работа, постараться включить в последние предложения ключевые слова, обозначенные формулировкой темы. К таким выводам учащиеся приходят самостоятельно, подкрепляя свои наблюдения, сделанные в процессе анализа удачных и неудачных фрагментов собственных текстов (сочинений, рефератов).

На занятиях по данной теме следует напомнить учащимся и о способах оформления цитирования.

В процессе работы над сочинением для выражения своего отношения, оценки мы можем использовать, наряду с другими средствами, цитирование. Выученное наизусть (или внимательно переписанное) высказывание должно быть умело включено в сочинение так, чтобы стать частью текста. При этом следует использовать разнообразные приемы введения цитаты: по правилам прямой, косвенной речи, частичное цитирование, с помощью вводных слов, вводных предложений. После введения цитаты её можно прокомментировать, подтвердив свое согласие: « Да, действительно…»; или: «В этих словах очень точно выражена мысль о том…»; или: «Мне близка мысль… о том, что…», или выразить свою точку зрения, которая не совпадает с мнением автора цитаты. При комментировании цитаты можно использовать частичное цитирование, когда фрагменты цитаты (часть предложения, словосочетания, ключевые слова) включаются в текст, создаваемый нами, и делают его точнее, выразительнее, помогал нам высказать свое отношение, оценку. Та часть сочинения, которая представляет собою комментирование цитаты, «отклик» на цитату, может быть по объему большей, чем сама цитата («шлейф» от цитаты может быть довольно длинным, тянуться долго).

Обычно сами цитаты, включаемые в сочинение, должны быть небольшими. Надо научиться отбирать небольшие по объёму высказывания, научиться правильно сокращать выбранную цитату, пользоваться многоточием: оно ставиться на месте той части, которая опускается.

Выбрать из большой цитаты самое главное, то, что соотносится с темой сочинения, нам помогает своеобразный пересказ чужого высказывания, его включение в текст по правилам косвенной речи или же использование частичного цитирования.

В сочинении не должно быть слишком много цитат. Однако указать, сколько именно, трудно: все зависит от объема цитаты, того насколько органично она входит в текст, становится его необходимой частью. Использование частичного цитирования обычно не перегружает текст публицистического стиля, а, напротив, делает его точнее, выразительнее, а наши выводы и доказательства более убедительными.

В качестве контрольной работы может быть сочинение-рецензия по тексту, предложенному учителем, или сочинение на одну из тем: «В чем тайны словесного творчества?», «Мудрый закон творчества» и т.д.