1.3 Особенности рэп-текста как элемента хип-хоп культуры
Рассмотрим общие особенности рэп-текстов с точки зрения их создания, исполнения и идеологии.
В письменном варианте рэп-текст представляет собой не что иное, как обычное стихотворение, цементирующим элементом которого является смежная рифма. На этапе создания рэп-текста исполнитель старается предельно метафорично выразить свои мысли и идеи, структурируя их в определенную форму. Следует заметить, что каждый исполнитель сам выбирает уже существующую или придумывает новую структуру рэп-текста, т. к. строгих правил на этот счет не существует. Однако для большинства рэп-текстов характерна структура, схожая со структурой обычной авторской песни, которая включает несколько куплетов и припев после каждого куплета. С другой стороны, нередко рэп-тексты строятся по принципу, близкому к «потоку сознания» – приему модернистского направления в литературе ХХ в., используемому писателями для того, чтобы воспроизвести душевную жизнь, переживания, ассоциации, воспоминания и ощущения литературного персонажа, которые нелогично и порой причудливо переплетаются и перебивают друг друга.
Главной отличительной чертой рэп-текста является такая особенность его исполнения, как речитатив. Речитатив подразумевает нечто среднее между чтением и пением. Он представляет собой речь, доведенную до высшей степени выразительности благодаря точному, определенному музыкальному ритму, а также точному обозначению подъема и падения голоса.
Выделяют три основных типа речитатива: сухой речитатив, размеренный и певучий. Сухой речитатив имеет очень мало мелодического содержания; на каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого речитатива неопределенная и находится в полной зависимости от текста. Сухой речитатив исполняется свободно, а не в темп. Перемена тональности соответствует перемене мысли в тексте. Форма размеренного речитатива является неопределенной, а чередование тональностей – произвольным. На каждый слог приходится одна нота. Такой тип речитатива исполняется в темп музыки. Певучий речитатив является наиболее развитой формой речитатива. Вокальная партия отличается здесь мелодическим содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более звука. Как и размеренный, певучий речитатив не стеснен модуляционным планом, форма свободная. Речитатив может оканчиваться в другой тональности и не подчиняться требованиям округленной формы (см.: [56]). Нередко три указанных основных типа речитатива смешиваются, переходя от одного к другому в процессе исполнения рэп-текста.
Как и произведения других субкультур, рэп-тексты отличаются своей идеологией. «Рэп текст заключает в себе самую актуальную информацию на текущий момент и остро реагирует на любые изменения и конфликты в обществе» [22. С. 6]. Как отмечают исследователи, рэп является языком конфликта, что реализуется в рэп-текстах такими средствами, как включение лозунгов и призывов, жесткость выражений, высокая степень эмоциональности и т. п. (см.: [22. С. 12–13], [4. С. 17]). Исполнители рэп-текстов провозглашают главной жизненной ценностью постоянную мужскую дружбу, а также здоровые отношения между мужчиной и женщиной. Рэп-тексты пропагандируют презрение к подлости, измене и порочности. Рэперы пытаются использовать все положительные возможности, которые им представляет жизнь, и стараются наслаждаться пребыванием в этом мире (см.: [49]). Следует отметить, что американские рэп-тексты содержат больше негативной тематики по сравнению с текстами русского рэпа. Данный факт обусловлен тем, что местом происхождения американского рэпа является гетто, а русский рэп произошел в результате заимствования устоявшейся формы повествования в Америке. История возникновения рэп-текста как формы повествования в разных культурных обществах является причиной преобладания тех или иных тем в рэп-текстах. Например, в американских рэп-текстах может присутствовать все, что волнует душу жителя бедного района. В текстах есть и ненависть к глупости и безразличию представителей власти, и подробное описание сюжетов из жестокой уличной жизни, и очень болезненная на протяжении нескольких лет тема наркотиков и наркозависимости. Такое обилие негативных эмоций имеет прямую связь с действительностью того времени. В то же время в текстах американских рэп-исполнителей присутствуют и позитивные, глубокие, философские темы. В них исполнители говорят о душе, любви, дружбе и взаимопонимании, каждым словом своей песни требуя от слушателя осознания того, что человек должен оставаться человеком, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства.
- 1.1 Понятие культуры и субкультуры
- 1.3 Особенности рэп-текста как элемента хип-хоп культуры
- 1.4 Жанровый анализ рэп-текстов
- 2.1 Русскоязычные рэп-тексты
- 2.1.1 Коммуникативная цель русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.2 Образ автора и адресата в русскоязычных рэп-текстах
- 2.1.3 Диктумное содержание русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.4 Формальная организация русскоязычных рэп-текстов
- 2.2 Англоязычные рэп-тексты
- 2.2.1 Коммуникативная цель англоязычных рэп-текстов
- 2.2.2 Образ автора и адресата в англоязычных рэп-текстах
- 2.2.3 Диктумное содержание англоязычных рэп-текстов
- 2.2.4 Формальная организация англоязычных рэп-текстов
- Приложение а Особенности формальной оргинизации рэп-текстов