logo search
Slavyanskie_bogi

Семаргл

Вероятно, являлся богом нижнего мира. Само имя Семаргл, вероятно, восходит к индоевропейскому кор­ню «седм» и может быть переведено как «семигла­вый». Правда, славяне почитали и другого семиглавого бога — Руевита, также считавшегося подзем­ным божеством. По другим данным, Семаргл — бо­жество низшего порядка, охраняющее семена и посевы. Его представляли в образе священного крылато­го пса. На росписях и резьбе в разных храмах можно увидеть изображения подобных животных.

Как показывают лингвистические исследования, образ Семаргла уходит корнями в древнейший индо­европейский пантеон. Считается, что русский Семаргл происходит от иранского Сенмурва, божества плодоро­дия, в которого верили древние скифы. Сенмурва также изображался в образе собаки. На Руси его стали назы­вать Переплутом. Б. А. Рыбаков считает, что в назва­нии божества отражена связь с корнями растений.

Культ Семаргла-Переплута был тесно связан с празднествами в честь красивых крылатых птице-дев, которые являлись божествами орошения полей. При князе Владимире изображение Семаргла было установлено в Киеве вместе с семью главнейшими бо­жествами древнерусского пантеона.

Известно, что в честь Семаргла приносились специальные жертвы: де­вушки доставляли еду и ритуальные напитки. На одном из браслетов че­канщик запечатлел этот старинный об­ряд. Вероятно, изображения Семаргла вырезались на растущих деревьях.

Вера в Семаргла сохранялась и в конце XIV века, о чем свидетельству­ют упоминания о нем в повестях, по­священных Куликовской битве. Прав­да, чтобы не нарушать христианской идеологии памятника, Семаргл был отнесен к татарским божествам. В то время нельзя было открыто признать, что простые воины одинаково вери­ли и в христианских, и в языческих богов.