Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
Термин точка зрения рассматривается по отношению к границам художественного произведения. Точка зрения бывает внутренней и внешней. Извне виден текст. Изнутри — с точки зрения одного из героев — изображаемая реальность. Точка зрения — позиция, с которой рассказывается история. Точка зрения — образуемый внешними и внутренними факторами узел условий, влияющих на восприятие и передачу событий. Но! Точка зрения может быть одна, связанная с положением в пространстве, а оценка ситуации разная.
Точка зрения — позиция, с которой рассказывается история или с которой воспринимается событие истории героем повествования.
Идеологическая точка зрения — видение предмета в свете определённого мировосприятия.
Различие точек зрения в плане фразеологии — автор описывает разных героев разным языком.
Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики — фиксированное и определяемое в пространственно-временных координатах место рассказчика, которое может совпадать с местом персонажа.
Точка зрения в плане психологии: ссылаться на то или иное индивидуальное сознание или стремиться к объективности.
Корман: пространственная vs временная точка зрения, прямо-оценочная (открытое соотношение субъекта сознания и объекта сознания) vs косвенно-оценочная (авторская оценка, невыраженная в словах имеющих очевидное оценочное значение).
Точка зрения — положение наблюдателя в изображаемом мире, которое, с одной стороны, определяет его кругозор, с другой — выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора.
В лирической поэзии оценка доминирует и сопряжена с пространственно-временными моментами.
Для эпоса и драмы характерно пересечение точек зрения и оценок разных субъектов в дилоге, а в эпической прозе — внутри отдельного высказывания, формально принадлежащего одному субъекту. Возможно присутствие точки зрения читателя.
-
Содержание
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука