Основные виды документов.
Обобщение целей, задач и условий документирования выделяют ряд факторов, позволяющих разделить все документы на отдельные типы и виды. По фактору адресации документы разделяют на внутреннюю и внешнюю деловую переписку. Внутренняя деловая переписка ведется между должностными лицами, подразделениями одной организации, учреждения. При этом адресант и адресат документа состоят в отношениях должностного соподчинения. Документацию этого типа называют служебной. Внешняя деловая переписка ведется между разными организациями, учреждениями, должностными и частными лицами, не состоящими в прямом подчинении по отношению друг к другу. Документы, которыми обмениваются организации, называют официальными письмами.
По содержанию и назначению выделяют распорядительные, отчетные, справочные, плановые и другие виды документов, каждый из которых характеризуется общностью требований, предъявляемых к содержанию и языковому оформлению.
В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится документируемая информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые и другие виды документов. По фактору доступности документируемой информации документы могут быть открытого пользования (доступа), ограниченного доступа и конфиденциального характера.
По функциональному признаку различают письма, требующие письма-ответа, и письма, не требующие письма-ответа. Обязательного ответа требуют: письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация. Не требуют ответа сопроводительные письма, так как выполняют функцию ярлыка, этикетки, прикладываемой к отправляемым документам. Их цель — фиксировать факт отправки. Письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-предупреждения констатируют свершившийся факт и поэтому также не требуют ответа.
По структурным признакам деловые письма делят на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные). Нерегламентированное деловое письмо отражает какую-либо необычную производственную ситуацию либо свидетельствует об особом значении, которое придает письму составитель.
Документы разделяют по срокам исполнения на срочные, второстепенные, итоговые и периодические, а по критерию первичности происхождения различают оригинал (первый экземпляр) и копию (все остальные экземпляры) документа.
В последнее время выделяют еще один классификационный признак — форма отправления официально-деловой корреспонденции. Так, наряду с традиционной почтовой пересылкой существуют электронная деловая корреспонденция и факсовые отправления. Однако электронная почта и телефакс используются, как правило, для решения оперативных вопросов, в то время как письма, имеющие большое юридическое значение (договоры, предложения), высылаются обычными почтовыми отправлениями.
- История возникновения и развития русского языка: основные этапы
- Специфика культуры речи как научной дисциплины
- Функции языка в современном мире
- Язык как знаковая система
- Культура речи и культура языка : определение понятий
- Стили современного русского литературного языка
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- Типология ошибок, вызванных отклонением от литературной нормы
- Типология качеств хорошей речи (общая характеристика)
- Общенародный язык и его составляющие
- Литературный язык, его признаки
- Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- Устная и письменная разновидности литературного языка
- Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- Правильность речи как ее важное коммуникативное качество
- Чистота речи как ее важное коммуникативное качество
- Точность речи как ее важное коммуникативное средство
- Логичность как важное коммуникативное качество речи
- Выразительность и образность как коммуникативноые качества речи
- Доступность, действенность и уместность как коммуникативные качества речи
- Богатство как коммуникативное качество речи
- Морфологическая правильность речи
- Лексическая и фразеологическая правильность речи
- Синтаксическая правильность речи
- Понятие функционального стиля. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
- Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования.
- Основные виды документов.
- Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально деловой письменной речи.
- Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
- Публицистический стиль. Его особенности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
- Основные виды аргументов.
- Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные виды аргументов.
- Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
- Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.