logo search
Уч

Категория числа

Вопросы

  1. Что составляет суть морфологической категории числа? Почему В.В. Виноградов назвал категорию числа "предметно-смысловым узлом"?

  2. Каковы способы и средства выражения данной категории в современном русском языке?

  3. Какова семантика форм единственного и множественного числа?

  4. Как влияет лексическое значение на образование форм числа?

  5. Что составляет специфику существительных singularia tantum и pluralia tantum?

  6. Какое место занимает категория числа в системе морфологических категорий имени существительного?

  7. Как представлена категория числа в других частях речи?

Литература

Основная литература

  1. Б у л а н и н Л. Л. Трудные вопросы морфологии. - М., 1976. - § 12.

  2. В и н о г р а д о в В. В. Русский язык. - М., 1972. - С. 124–138.

  3. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970. - § 793 – 799.

  4. Русская грамматика. Т.1. - М., 1980. - §1147–1153.

  5. И в а н о в В.В., П о т и х а З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985. - С. 64 – 68.

Дополнительная литература

1. Г р а у д и н а Л. К., И ц к о в и ч В. А. Грамматическая правильность русской речи. - М., 1976. - С. 110 – 116.

2. П а н ф и л о в В. В. Типология категории числа и некоторые вопросы ее истории развития // ВЯ. - 1976. - № 4.

Задания

  1. Сопоставьте дефиниции категории числа в различных источниках (см. [2] - [4]). Есть ли различия в определении данной категории и какие?

  2. Работа с текстом

У австралийских дикарей были такие священные места куда нога смертного не должна была ступать и виноватый преступивший закон изданный жрецами подвергался смертной казни за нарушение табу (В.А. Г иляровский. Восходящая звезда).

а) Расставьте и объясните знаки препинания.

б) У всех имен существительных определите значение и средства выражения категории числа.

5. Выполните упражнение

Сборнике упражнений по современному русскому языку под ред. С.Г. Ильенко (- М., 1986). Упр. 187

6. Сделайте сообщение по [7].

Занятие 9