Алгоритм комплексного филологического анализа художественного текста
1. Определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности художественного текста.
2. Анализ семантического пространства текста:
2.1. Анализ концептуального пространства текста.
2.1.1. Выявление набора ключевых слов текста.
2.1.2. Определение базового концепта.
2.1.3. Описание концептосферы базового концепта.
2.2. Анализ денотативного пространства текста.
2.2.1. Выявление макроструктуры текста - набора макропропозиций и связывающих их отношений.
2.2.2. Описание особенностей лексико-семантических репрезентаций текстовых ситуаций.
2.2.3. Анализ художественного времени и способов его текстового воплощения.
2.2.4. Анализ художественного пространства и языковых способов его воплощения.
2.3. Анализ эмотивного пространства текста.
2.3.1. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образов персонажей.
2.3.2. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образа автора.
2.3.3. Анализ эмоциональной тональности текста с использованием психолингвистического эксперимента и лексико-семантического анализа текста.
2.3.4. Выявление экстенсиональных эмотивных смыслов.
3. Анализ структурной организации текста:
3.1. Анализ членимости текста.
3.1.1. Описание особенностей объемно-прагматического членения текста.
3.1.2. Анализ структурно-смыслового членения текста.
3.1.2.1. Выявление ССЦ.
3.1.2.2. Описание внутреннего композиционного устройства CCЦ.
3.1.3. Анализ контекстно-вариативного членения текста.
3.1.3.1. Выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение).
3.1.3.2. Характеристика используемых в тексте способов репрезентации чужой речи (полилог, диалог, монолог, конструкции с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью, поток сознания, внутренний монолог, аутодиалог, текстовые вкрапления с внутренней речью).
3.2. Анализ связности текста.
3.2.1. Выявление и характеристика текстообразующих логико-семантических связей.
3.2.2. Анализ текстообразующих грамматических средств связи.
3.2.3. Анализ текстообразующих прагматических связей.
4. Характеристика используемых в тексте приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант):
4.1. Своеобразие выбора лексических единиц и используемых лексических категорий.
4.2. Частотность повторяющихся синтаксических структур.
4.3 Особенности порядка слов.
4.4. Использование в тексте образных средств и стилистических приемов.
5. Обобщение результатов филологического анализа художественного текста.
- 1. Предмет и задачи курса
- 2. Текст как объект филологического анализа
- 3.Основные аспекты изучения текста
- 4. Проблема определения текста как объекта лингвистического анализа
- 5. Экстралингвистические параметры текста. Текст и культура
- 6. Уровни текста
- 7. Основные категории и свойства текста
- Семантическое пространство текста и его анализ
- 1. Аспекты изучения семантики текста. Понятие семантического пространства текста
- 2. Концептуальное пространство текста
- 3. Денотативное пространство текста
- 3.2. Пространственно-временная организация текста
- Художественное пространство и языковые средства его репрезентации
- Текстовое время и языковые средства его репрезентации
- 4. Эмотивное пространство текста
- 4.2. Эмотивные смыслы в структуре образа автора
- 1. Членимость текста
- 1.1. Объемно-прагматическое членение текста
- 1.2. Структурно-смысловое членение текста
- 1.3. Контекстно-вариативное членение текста
- 1) Речь автора
- 2) Чужая речь
- 2. Связность текста
- 2.1. Текстообразующие логико-семантические связи
- 2.2. Текстообразующие грамматические связи
- 2.3. Текстообразующие прагматические связи
- 1. Понятие текстовой доминанты
- 2. Языковые средства актуализации содержания текста
- I. Грамматические доминанты (средства актуализации).
- Алгоритм комплексного филологического анализа художественного текста
- Основная литература
- Дополнительная литература