Методические рекомендации для учителя
Реализовать региональный компонент в преподавании русского языка можно и в урочное, и во внеурочное время. В этом случае региональный компонент можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую работу. Воспитание произносительной культуры речи учащихся может стать одним из направлений такой работы.
Как известно, в речи школьников встречаются особенности в произношении.
Исследователи отмечают, с одной стороны, процесс унификации говоров, с другой – живучесть фонетических черт говоров, что откладывает отпечаток на устную и письменную речь учащихся. Источником ошибок является диалектный язык.
Для г. Тобольска характерны тесные взаимоотношения с деревнями Тобольского района и другими районами России, т.к. в течение десятилетий основным источником пополнения городского населения была деревня и ссыльные. Живые тесные взаимоотношения города и села сказываются на речи городского населения и формируют городское просторечие, где наряду с литературной речью фигурируют наиболее устойчивые диалектные черты.
Для овладения литературной речью школьникам необходимы прочные, устойчивые навыки, длительная практика. Важным условием для достижения обозначенной цели являются систематические занятия на уроках русского языка по искоренению и предупреждению диалектных ошибок в речи учащихся.
Можно выделить основные аспекты:
знакомство учащихся с особенностями собственного диалекта для сознательного усвоения литературного языка;
устранение и предупреждение диалектных ошибок в речи школьников;
пробуждение у детей желания овладеть литературным языком.
Выполнение всех этих задач можно считать успешным в том случае, если учитываются возможности воспитательного воздействия русского языка как учебного предмета.
- Существительные со значением оценки человека в говорах Тобольского района (по данным картотеки диалектной лексики кафедры русского языка и мпря тгспа им. Д.И.Менделеева)
- Члены гэк:
- Тобольск 2012 оглавление
- Введение
- Рабочая гипотеза
- Глава I диалектная речь как предмет исследования
- § 1. Место диалектов в системе русского национального языка
- § 2. Особенности говоров территории вторичного заселения
- § 5. История изучения сибирских говоров
- Вывод по первой главе
- Глава II существительные со значением оценки человека в говорах тобольского района
- § 1. Эмоционально-экспрессивная лексика в русском языке
- § 3. Эмоционально-оценочная лексика говоров Тобольского района
- 3.1. Имена существительные, характеризующие внешние данные человека
- Лексика с положительной оценкой
- Лексика с отрицательной оценкой
- 3.2. Имена существительные, характеристику внутренние качества человека
- Лексика с положительной оценкой
- Лексика с отрицательной оценкой
- § 4. Средства создания эмоционально-оценочной характеристики слов
- Выводы по второй главе
- Список использованной литературы Источник:
- Список научной литературы:
- Словари и справочная литература:
- Материалы к областному словарю говоров тобольского района
- I. Слова, характеризующие внешние качества человека
- Лексика с положительной оценкой
- Фразеологизмы со значением ‘внутренние, душевные качества человека’ в тоболо-иртышских говорах:
- Особенности сибирского глвора Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта
- Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта»
- Ход мероприятия:
- I. Вступительное слово учителя.
- Методические рекомендации для учителя
- Правила орфоэпии, на которые нужно указывать учащимся: