logo search
МПП_ГАК

Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам

«Методы школьного обучения — это спо­собы, посредством которых на основе глубокой мыслительной дея­тельности учитель преподает, а учащиеся усваивают и применяют на практике научные знания, коммунистические взгляды и убежде­ния, разнообразные умения и навыки умственного и физического труда, развивают в себе под руководством учителя познавательные и творческие способности» (Гора П. В. Методические приемы и сред­ства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. — М., 1971. — С. 17

Метод обучения – это взаимодействие учителя и учащихся, при котором учитель системой последовательных и упорядоченных действий организует с помощью различных средств (словесных, наглядных) и форм (рассказ, беседа, экскурсия, лабораторная работа) практическую, познавательную деятельность учащихся по усвоению учебного материала, воплощающего элементы содержания образования и их сочетания. Ведущими методами при изучении правовых курсов являются объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения, частично-поисковый. Использование всех этих методов призвано прежде всего обеспечить главную цель получения правовых знаний в общеобразовательной школе – правовое воспитание и формирование правовой культуры.

Методы обучения, или способы учебной деятельности. Ме­тоды обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обу­чения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обуче­ния по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъек­том метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследователь­ских целях.

Классификация методов. Существуют различные основы для классификации методов. Например, в 60-е гг. были выделены методы на основе логических операций — индуктивный (от фак­тов — к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидак­тическим целям — методы изучения материала, закрепления, про­верки знаний. В обучении истории дидакты и методисты чаще всего характеризуют методы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности по­знавательной деятельности учащихся. Дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификации методов с учетом уров­ней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их само­стоятельности. Приведем их в сравнении.