3 Ораторский этос: говорящий и аудитория
Риторическая этика изучает условия сотрудничества оратора с аудиторией. Этические оценки оратора формируются на основе представлений об ораторских правах, таких, как честность, компетентность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.
Честность – способность принять на себя ответственность за собственные идеи и предложения.
Компетентность – условие честности, наличие систематического образования, практический опыт, владение техникой публичной речи.
Честность предполагает добросовестность, которая проявляется в преобладании стремления к разрешению реально значимых для общества проблем, но не в стремлении к самоутверждению и манипулированию аудиторией. Добросовестный ритор всегда учитывает все доводы: и «за», и «против», не навязывает свое мнение.
Скромность – это умение занять правильную позицию между равенством и превосходством по отношению к аудитории. Превосходство влечет за собой отчуждение, а явное уравнение с аудиторией – пренебрежение.
Доброжелательность предполагает, что все предложения оратора направлены на благо аудитории. Говорящий должен обладать взвешенной реакцией на поступки и слова.
Предусмотрительность – способность предвидеть последствия решения, учитывать традиции и культуру общества, его исторические ценности. В противном случае успех будет временным.
Лакофф выделяет 3 принципа, соблюдение которых обеспечит контакт с аудиторией: 1) не навязывайся; 2) выслушай собеседника; 3) будь дружелюбен.
Принцип «не навязывайся» предполагает полный отказ от навязывания аудитории своего видения проблемы, своей точки зрения.
Хорошим собеседником, как известно, считается тот, кто умеет слушать. Поэтому говорящему необходимо следить за реакцией аудитории и определить в зависимости от этой реакции количество и характер сообщенной информации; не отождествлять собственный запас знаний с объемом, имеющимся у аудитории. Следует избегать многословия. По словам Козьмы Пруткова, «болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить».
Дружелюбность – важно не относиться к аудитории как к «безликому чудовищу». Люди жаждут тепла, понимания, участия и, вместе с тем, хотят сохранить свою индивидуальность.
Оратору труднее повлиять на безразлично настроенную аудиторию, нежели на аудиторию, настроенную недоброжелательно.
- 1 Риторика в современном мире
- 2 Цель и виды публичной речи
- 3 Ораторский этос: говорящий и аудитория
- 4 Коммуникативность
- 5 Ораторский пафос: эмоциональные аргументы публичной речи
- 6 Ораторский логос: логические аргументы публичной речи
- 7 Изобретение: выбор темы речи
- 8. Изобретение: работа над материалами к публичному выступлению
- 10 Расположение: виды и приёмы вступления
- 11 Расположение: изложение, его виды
- 14 Выражение: стиль и слог оратора
- 15 Выражение: риторические тропы
- 16 Выражение: риторические фигуры
- 17 Произнесение: жесты и мимика
- 18 Произнесение: голос оратора
- 19 Культура спора
- 20 Логические и психологические аспекты спора
- Литература