1.4 Жанровый анализ рэп-текстов
В современных жанроведческих исследованиях представлены различные методики жанрового анализа текстов. Например, А. Вежбицкая склоняется к такой точке зрения, что речевой жанр можно описать с помощью элементарных смысловых единиц родного языка, таких как простые предложения. Данная методика заключается в том, чтобы создать модели речевых жанров на предельно простом, естественном для человека языке, т. к. это обеспечит возможность представления речевых жанров в одной плоскости и их описания в единой терминологии. А. Вежбицкая утверждает, что такая наглядность и линейность изображения речевых жанров облегчит вычленение любого речевого жанра из огромного многообразия всего комплекса жанров, в также обеспечит возможность легкого сравнения речевых жанров разных языков. Однако, как нам представляется, данная методика больше подходит для анализа элементарных речевых жанров, таких как просьба, приказ, совет и т. п.
К.А. Долинин пытается учесть все лингвистические и экстралингвистические факторы в своем подходе к анализу речевых жанров, и предлагает формулу, предназначенную для выведения определенных жанров речи. В формуле исследователь пытается охватить весь спектр факторов, влияющих на ситуацию речевого общения, таких как субъект речи, адресат, референтная ситуация, наблюдатель, канал связи, деятельностная ситуация, время, место и окружающая обстановка. Методика К.А. Долинина наиболее подходит для анализа жанров устной речи, имеющих непосредственную связь с актуальной ситуацией общения.
Одним из новых подходов к анализу речевых жанров является подход, разрабатываемый в рамках когнитивной лингвистики. Так, Г.Г. Слышкин предлагает концептологический анализ речевого жанра, исходя из того, что речевой жанр является полем реализации определенного спектра лингвокультурных концептов. Исследователь утверждает, что в картине мира каждого жанра можно выделить один или несколько системообразующих концептов, выражающих потребности носителя культуры, ради удовлетворения которых создается данный жанр. При этом под лингвокультурным концептом понимается «комплексная ментальная единица, формирующаяся в результате редукции фрагмента познаваемого мира до пределов человеческой памяти, включения данного фрагмента в контекст культуры и его воплощения в вербальных единицах, необходимых для удовлетворения коммуникативных потребностей членов социума» [33. С. 34]. Концептологический (концептуальный) анализ речевого жанра предполагает «выявление через средства языковой репрезентации базовых концептов, фреймов и ментальных сценариев, позволяющих кодировать и декодировать информацию, подвергать текст компрессии и осуществлять стратегии воздействия» [19. С. 373]. Концептологический анализ рэп-текстов осуществляется исследователями в рамках дискурс-анализа. Так, в диссертационном исследовании Т.П. Кожелупенко выявлены следующие основные концепты, на которых базируется творчество современных рэп-авторов: избранность хип-хопа, братство, философия, трансформация личности, религия, любовь, криминал, наркотики и алкоголь, деньги, секс (см.: [22. С. 14–16]). А.В. Богданов, исследуя афроамериканский рэп-дискурс, в качестве основных концептов называет концепт избранности, концепт преступности, концепт дружбы, концепт мобильности, концепт религиозности (см.: [4. С. 18–19]).
В нашем исследовании, выполненном в рамках речеведческого (общефилологического) подхода к речевым жанрам, где под речевым жанром, вслед за Т.В. Шмелевой, понимается типовая модель высказывания, характеризующаяся набором жанрообразующих признаков, анализ рэп-текстов осуществляется с опорой на анкету речевого жанра, разработанную Т.В. Шмелевой.
Исследователь считает, что для описания речевого жанра необходимо создать систему вопросов, ответами на которые будут являться главные жанрообразующие характеристики любого речевого жанра. Разработанная Т.В. Шмелевой анкета речевого жанра представляет собой последовательность вопросов, сущность которых раскрывает жанрообразующую природу того или иного речевого жанра. Данная анкета содержит следующие жанрообразующие признаки:
1) коммуникативная цель;
2) образ автора;
3) образ адресата;
4) диктум;
5) фактор прошлого;
6) фактор будущего;
7) формальная организация (см.: [38, 39]).
Коммуникативная цель открывает ряд вопросов и является одним из важнейших жанрообразующих признаков, т. к. именно определенная цель того или иного речевого жанра позволяет добиться нужного коммуникативного эффекта. Данный пункт анкеты сводится к вопросам «зачем?», «для чего?» или «с какой целью?» производится высказывание.
Следующие два параметра – образ автора и образ адресата – являются также неотъемлемыми признаками любого высказывания, т. к. существует тот, кто произвел высказывание, и тот, кто его воспринял, т. е. автор и адресат.
Диктум подразумевает событийную основу высказывания.
Такой критерий, как фактор прошлого, учитывает существование иного речевого жанра, предшествовавшего тому, который существует в настоящее время.
Следующим параметром является фактор будущего, который рассматривается как ожидаемый коммуникативный эффект от произведенного высказывания.
Заключительным параметром анкеты речевого жанра является формальная организация. Формальная организация представляет собой «лицо» речевого жанра, т. е. внешние проявления, по которым можно узнать тот или иной речевой жанр, например, структурная организация, лексические, синтаксические, стилистические особенности и другие внешние проявления, характерные для разных речевых жанров.
Исследуемые в данной работе тексты – рэп-тексты – занимают промежуточное положение между первичными и вторичными жанрами (по типологии М.М. Бахтина), т. к., с одной стороны, они могут быть отнесены к поэтическим текстам (вторичные жанры), с другой стороны, как изначально складывающиеся в условиях непосредственного речевого общения, рэп-тексты близки к жанрам первичным. Данная специфика приводит нас к необходимости ограничить жанровые критерии анкеты Т.В. Шмелевой, выбрав следующие, релевантные для анализа рэп-текстов, параметры и конкретизировав их:
1) коммуникативная цель, конкретное намерение, стремление автора рэп-текста;
2) образ автора и адресата;
3) диктумное содержание;
4) формальная организация.
Анализ коммуникативной цели позволит определить, зачем рэп-певцы исполняют рэп-тексты, каково их намерение и чего они ждут в ответ на их творчество. Ответ на данный вопрос мы будем искать в содержании рэп-текстов, выявляя желания, призывы, намерения, провокации, запреты, советы, мечты и воспоминания авторов, выстраивая определенную закономерность, от чего к чему движется коммуникативная цель в русской и американской хип-хоп культурах.
Анализ образа автора может производиться в двух планах: реальные люди, авторы-исполнители рэп-тексов, и «лирический герой» – от чьего имени идет речь. При характеристике рэп-текстов по данному критерию мы представим общее описание рэп-исполнителей (пол, возраст, социальный статус и т. д.) и рассмотрим проявления «лирического героя» в текстах. Анализ образа адресата позволит создать картину того, кто слушает песни такого музыкального направления, как рэп. Образ адресата так же, как и образ автора, многоплановый. Во-первых, мы обозначим общую характеристику фанатов данного направления, т. е. проанализируем реальных фанатов, во-вторых, мы рассмотрим обращения «лирического героя» к адресатам, т. е., к кому «лирический герой» адресует свои реплики.
Одним из самых интересных критериев анализа рэп-текстов является диктумное содержание, т. к. оно раскрывает всю специфику событийности в рэп-текстах. В этом критерии будут проанализированы темы, проблемы и мотивы, освещаемые в рэп-текстах. Будут рассмотрены образы героев и события, которые встречаются в содержании; чувства и эмоции, которые испытывает «лирический герой».
Заключительным параметром жанрового анализа рэп-текстов является формальная организация. При выявлении особенностей формальной организации рэп-текстов необходимо рассмотреть лексические, синтаксические, стилистические, структурные особенности текстов.
Выводы по первой главе
Хип-хоп представляет собой инновационно-авангардную молодежную субкультуру, которая строится на отказе от доминирующей культуры. Хип-хоп культура на данный момент является одной из самых распространенных и динамично развивающихся субкультур. История становления и развития хип-хопа в американской и русской лингвокультурах во многом отличается, что объясняется различным историческим развитием, культурной наполненностью, базовыми понятиями, ценностями и проблемами, характеризующими американский и российский социумы. Однако, несмотря на различия в истории, для русского и американского хип-хопа характерны объединяющие их идеи и принципы, репрезентируемые в рэп-текстах. Рэп, как поэтическая составляющая хип-хопа, является языком конфликта, средством выражения протеста, он остро реагирует на все социальные, политические, экономические и культурные изменения в обществе. Рэп-текст объединяет в себе элементы устной разговорной речи, молодежного жаргона, а также поэтической речи. Вскрыть языковые особенности рэп-текстов позволит их жанровый анализ, заключающийся в характеристике исследуемых текстов с точки зрения особенностей проявления в них таких жанрообразующих параметров (критериев), как коммуникативная цель, образ автора и адресата, диктумное содержание, формальная организация.
2. Рэп-текст как жанр
- 1.1 Понятие культуры и субкультуры
- 1.3 Особенности рэп-текста как элемента хип-хоп культуры
- 1.4 Жанровый анализ рэп-текстов
- 2.1 Русскоязычные рэп-тексты
- 2.1.1 Коммуникативная цель русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.2 Образ автора и адресата в русскоязычных рэп-текстах
- 2.1.3 Диктумное содержание русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.4 Формальная организация русскоязычных рэп-текстов
- 2.2 Англоязычные рэп-тексты
- 2.2.1 Коммуникативная цель англоязычных рэп-текстов
- 2.2.2 Образ автора и адресата в англоязычных рэп-текстах
- 2.2.3 Диктумное содержание англоязычных рэп-текстов
- 2.2.4 Формальная организация англоязычных рэп-текстов
- Приложение а Особенности формальной оргинизации рэп-текстов