1. Понятие о глаголе
Вильгельм Гумбольдт писал о том, что глагол - "это нерв самого языка", "глагол главенствует и является душой всего речеобразования". В языке все должно глаголить, становиться глаголом, превращаться в знак действия.
Поэты берут на себя инициативу такого глаголообразования, например, у Андрея Белого можно найти множество "несловарных" глаголов, творчески образованных от имен существительных: мглеть, огневеть, золотеть, юнеть, бирюзеть, тепленеть, звезденеть, хрусталеть, тенеть, духоветь... Много таких метафорических образований и у Игоря Северянина: арфеет ветер, кружевеет лес, королеет мой стих... Струятся взоры, лукавят серьги, кострят экстазы, струнят глаза.
"Глагол – самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка" (В.В. Виноградов).
Само слово "глагол" заимствовано из церковнославянского языка, где имело значение "речь, слово". Диалектное слово "гологолити" (говорить) представляет собой удвоение звукоподражательного комплекса gol, в котором из ol развилось неполногласие la.
Грамматический термин "глагол", в латинском "verbum", является семантической калькой греческого термина "рема" (ядро высказывания, новое), обозначает "собственно содержание сообщения, то, что говорящий желает сообщить слушающему относительно… темы" (О.С.Ахманова).
Глагол – это знаменательная часть речи, обозначающая действие как процесс и выражающая это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени и лица.
Категориальное значение глагола как части речи – это значение процесса (процессуальность). Значение процессуальности свойственно глаголу независимо от его лексического значения: и действия (читать, писать, смотреть), и состояния (любить, дремать, грустить), и отношения (состоять, содержать, иметь, преобладать) в глаголе представлены как процесс, протекающий во времени.
Значение процесса могут выражать и некоторые имена существительные (ходьба, борьба, пение, ожидание), но в этом случае действие или состояние представлены непроцессуально, не в развитии.
Глаголы же посредством специальных, присущих только им грамматических средств, представляют то же действие или состояние как отнесенное к какому-либо лицу или предмету, выражают отношение предмета к действительности и характеризуют его протекание во времени.
Блистая, пробегают облака по голубому небу. (М.Ю. Л.)
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! (М.Ю.Л.)
Глагол обладает рядом морфологических категорий, которые характерны только для него. Это категории вида, залога, времени, наклонения и лица, которые определяют характер протекания действия: предельность или непредельность (вид), его отношение к субъекту и объекту (залог), соотнесенность с моментом речи (время), показывают действие как процесс реальный или предполагаемый, желаемый (наклонение), выражают отношение действия к говорящему лицу (лицо). Глагол также обладает такими свойствами, как возвратность – невозвратность, переходность – непереходность.
Начальная форма глагола – инфинитив. Следует обратить внимание на две сложности в определении н.ф. глагола.
Первая сложность заключается в нахождении инфинитива возвратных глаголов: нужно помнить, что если глагол возвратный, то в его инфинитиве обязательно должен быть постфикс –ся: встречаешься – встречаться, пригляделся – приглядеться.
Вторая сложность заключается в том, что часто нарушается видовое соответствие анализируемой и начальной формы: инфинитив должен иметь тот же вид, что и анализируемая форма: прощает – (что делает?), значит, инфинитив отвечает на вопрос что делать? – прощать, простил – простить, простишься – проститься.
- Лекции по глаголу
- Глагол как часть речи План
- 1. Понятие о глаголе
- 2. Место глагола среди других знаменательных частей речи
- 3. Объем глагола как части речи
- Система форм и морфологических категорий глагола
- Семантическая структура глагола как части речи
- Каузация:
- Служебные глаголы:
- 2. Видовые пары, их образование
- Образование видовой пары глаголами разных семантических типов
- Видовые пары глаголов движения
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- 5. Характер категории вида
- 6. Способы глагольного действия
- Угадайка
- Переходные и непереходные глаголы
- Трудные случаи определения переходности / непереходности глаголов
- Залог глагола
- Рабочие строят дом. Студенты записывают лекцию.
- Концепция залога в.В.Виноградова
- Спряжение глаголов План
- 1. Основы глагола
- 2. Классы глаголов
- Продуктивные классы глагола
- 3. Непродуктивные группы глаголов
- 4. Одиночные глаголы
- 5. Спряжение глагола
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Наклонение, его формы и значения
- Образование форм условного и повелительного наклонения
- Употребление форм одного наклонения в значении другого
- 2.Образование форм условного и повелительного наклонения
- 3. Употребление форм одного наклонения в значении другого
- Лингв. Задачи
- Время глагола План
- Понятие о категории времени
- 2. Значение и образование форм времени
- 3.Употребление форм одного времени в значении другого
- 4.Относительное время
- Лицо глаголов План
- 1.Значения и формы категории лица глаголов
- 2.Связь категории лица с категориями времени и наклонения
- Число глаголов
- Морфологический разбор глагола
- Образец разбора спрягаемой формы
- Инфинитив
- Образец разбора инфинитива.
- Причастие
- Образование причастий
- Образец разбора причастия
- Деепричастие
- Глагольные признаки деепричастия
- Признаки наречия у деепричастия
- Образование деепричастий
- Образец разбора деепричастия Под голубыми небесами
- Система форм и морфологических категорий глагола
- Система форм и морфологических категорий глагола
- Концепция залога в.В.Виноградова
- Алгоритм определения залога глагола
- Непродуктивные группы глаголов
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Образование причастий
- Образование деепричастий
- Морфологический разбор глагола
- Образец разбора спрягаемой формы
- Образец разбора инфинитива.
- Образец разбора причастия
- Образец разбора деепричастия Под голубыми небесами
- Продуктивные классы глагола
- Продуктивные классы глагола
- Продуктивные классы глагола