Задания
-
Рассмотрите трактовку переходности / непереходности глаголов А.М. Пешковским и подберите доказательства для называемых им признаков собственно переходных глаголов?
-
Законспектируйте [3, с. 641-646] и выявите содержание термина косвенно-переходные глаголы.
-
Работа с «Коммуникативной грамматикой»
Установите содержание понятия каузитивные глаголы и отношение этой группы глаголов к семантической классификации и к ЛГР глаголов (с.73-75).
-
Сопоставьте классификацию возвратных глаголов [1] –[3], [5]. Выявите несколько ступеней классификации.
-
Переходными или непереходными являются данные глаголы? Ответ мотивируйте. Какие глаголы можно отнести к косвенно-переходным?
белеть, болеть, владеть, возвращаться, выехать, хозяйствовать, выучить, держать, красить, обессилеть, отойти, размышлять, плотничать, рыбачить, командовать, говорить, издеваться
-
Поставьте существительные, данные в скобках, в В.п. или Р.п. Возможны ли случаи параллельного употребления форм В.п. и Р.п. при одном глаголе?
ждать (сестра, поезд, письмо); нарезать (хлеб, овощи); купить (молоко, сметана); не читал (эта книга); жаждать (слово)
-
Составьте по два предложения с каждым глаголом, так чтобы в одном случае глагол был переходным, а в другом - непереходным.
косить, удовлетворять, говорить
-
Подберите каузативные глаголы к следующим некаузативным глаголам и обоснуйте свой выбор:
висеть, пить, сидеть, жить, тонуть, мокнуть, гореть
9. Выполните упражнения
а) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. Н.С. Валгиной (- М.,1987). Упр. 271, 272.
б) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. С.Г. Ильенко (- М., 1986). Упр. 261, 262.
10. Работа с предложением
Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения и частные виды разборов: фонетический (*), морфемный и словообразовательный (**), морфологический (***).
Пока я осматривался мне*** показалось** что вещи в спальне только-только в самый последний*** момент попрыгали по своим местам* точно застигнутые*** врасплох (В. Набоков).
Занятие 16
- Череповецкий государственный университет
- Кафедра русского языка и общего языкознания
- Морфология
- Часть I
- Практические занятия Занятие 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Семантические основы морфологии
- Занятие 3 Морфологическая категория
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Занятие 6-7 Категория рода имен существительных Вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Категория числа
- Склонение имен существительных
- Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных
- Занятие 11 Краткие и полные формы прилагательных. Степени сравнения прилагательных
- Основная литература
- Задания
- Занятие 12
- Имя числительное как часть речи.
- Лексико-грамматические разряды имен числительных
- Вопросы
- Литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Склонение имен числительных
- Занятие 14 Глагол как часть речи.
- Основная литература
- Занятие 15 Лексико-грамматические разряды глаголов Вопросы
- Задания
- Категория залога
- Изучите материал на с. 327 - 333, 342 - 443 и подумайте над вопросами:
- Категория наклонения
- Категория лица
- Литература
- Причастие как атрибутивная форма глагола
- Дополнительная литература
- Задания
- Занятие 20 Деепричастие как атрибутивная форма глагола.
- Задания
- Две основы глагола. Классы глагола. Спряжение глагола
- Литература
- Задания
- Категория состояния как часть речи
- Основная литература
- Ш а п и р о а. Б. Есть ли в русском языке категория состояния как часть речи? // Вопросы языкознания. – 1955. - № 2. Задания
- Служебные части речи
- Задания
- Вопросы к экзамену
- Схемы морфологического анализа частей речи
- Имени существительного
- Имени прилагательного
- Имени числительного
- Слов категории состояния
- Оглавление
- 162600 Г. Череповец, Советский пр., 8.