logo search
Русский язык и культура речи Зачет 2016

Публицистический стиль. Его особенности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Публицистический стиль и его подстили

Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвлённым, характеризующимся многочисленными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный политико-идеологический (партийные документы), собственно публицистический – в узком смысле слова (очерки, фельетоны и т.п.), газетный.

Лексика

Живость языка публицистического стиля обусловлена преимущественно использованием разговорных слов и выражений, например: природа возьмёт и закатит один сухой сезон; тишь и гладь и т.п.

Язык публицистики с достаточной степенью полноты отражает все явления, происходящие в общем литературном языке.

Наиболее специфична для публицистического стиля общественно-политическая лексика (общество, свобода, приватизация, гласность, равенство и др.) и фразеология. Именно с ней связано формирование публицистического стиля.

Для публицистического стиля характерно употребление социально окрашенных слов-синонимов. Например, в одной из заметок о наёмниках, которых пытались использовать против Народной Республики Анголы, их характеризуют следующим образом: институт так называемых добровольцев, пушечное мясо, воскрешённый из времён средневековья институт ландскнехтов – платных наёмных солдат, банда наёмных убийц.

Подобные слова и выражения получают функционально-речевую окраску публицистического стиля.

Морфология

Среди словообразовательных моделей известной продуктивностью отличаются отдельные типы отвлечённых существительных с суффиксами   -ость, -ство, -ние, -ие (личность, сотрудничество, доверие и др.).

Активно используются интернациональные словообразовательные суффиксы (-а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и иноязычные приставки (анти-, архи-, гипер-, дез-, контр-, про-, пост-, транс- и др.): изоляция, агентура, расист, дезинформация, антифашист, посткоммунистический, гиперинфляция, коммунизм и др.

Часто журналисты употребляют сложные слова (взаимовыгодный, повсеместный, добрососедский), также в целях экономии средств применяют аббревиатуры: ЧП, ГКЧП, АО, СНГ, ОМОН и сокращения слов: федерал (федеральный), эксклюзив (эксклюзивный).

Синтаксис

Публицистические произведения отличаются правильностью и чёткостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь, диалог, прямая речь. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений – номинативные, неопределённо- и обобщённо-личные, безличные. Характерно употребление вопросительных и восклицательных предложений.

Политико-идеологическая, общественно-экономическая и культурная – это сферы обслуживания публицистического стиля. Его примеры мы можем видеть на страницах журналов, газет; и слышать на телевидении и на лекциях.

Тексты и жанры, относящиеся к публицистическому стилю, сильно отличаются друг от друга. Например, жанр репортажа различен в газетах и на радио. А общим для них является адресация к публицистике.

Отличительными чертами публицистики являются ее многожанровость и большое разнообразие стилевого оформления текстов. Газетные жанры настолько разнообразны, что стилевые и стилистические категории в них часто противоположны друг другу, что ведет к поляризации жанров. Например, противопоставление индивидуально-авторского стиля ярче представлено в газетных жанрах. Жанр очерка, наоборот, является противоположностью информативному жанру по уровню проявления автора. Это самый субъективный публицистический жанр. Но их объединяет информативность. Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Чаще всего телевидение и радио ограничены темой передач и целиком зависят от их характера. Существует два типа передач: первый основан на книжной письменной речи, а второй представляет книжно-разговорный вариант литературного языка. Такие жанры публицистики разграничивает форма речи, а именно монологи и диалоги.

Отсюда и отбор языковых средств. Он зависит от способа передачи информации. Например, в телевизионной передаче речь не должна дублировать изображение на экране. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т. е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию.

В любом публицистическом жанре большое значение имеет авторское начало. Это несколько субъективирует повествование. В отличие от делового стиля в публицистическом возможно проявление личного мнения автора. Отсюда большое разнообразие лексики. Прямое воздействие автора на материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее. Можно сказать, что публицистический стиль в какой-то мере объединяет все литературные стили.

Вообще исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля – информативную и воздействующую. Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность и политичность. Для публицистического стиля характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, доходчивость и последовательность изложения при большой информативности.