logo search
Фольклорная практика

Песни и стихи

Определение жанра и разновидностей песен на стихи известных и анонимных авторов, получивших распространение в городской и деревенской среде. Терминология, вызванная разнообразием песенного материала, как по происхождению, так и по форме, и по содержанию: «песня литературного происхождения (типа, склада)», «авторские песни», «городские (мещанские) романсы», «новые (современные) баллады», «жестокие романсы», «песни и романсы поэтов» и др.

Возникновение смешанных традиций фольклора и литературы. Песни авторов 18 века: «Во селе, селе Покровском», приписываемая императрице Елизавете Петровне: «Последний час разлуки» М. В. Ломоносова; «Стонет сизый голубочек» И.И. Дмитриева. Песни авторов 19 века: «Среди долины ровныя» А.Ф. Мерзлякова; «Кольцо души-девицы» В.А. Жуковского; «При лужке» А.Х. Дуропа, «Не слышно шуму городского», «Вот мчится тройка удалая» Ф. Н. Глинки, «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» Н. Г. Цыганова; «То не ветер ветку клонет» С.И. Стромилова, «Узник», «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной» А.С.Пушкина, «Тростник», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу» М.Ю.Лермонтова; «Однозвучно гремит колокольчик» И. Макарова, «Не брани меня, родная» А.Е.Разоренова, «Шумел, горел пожар московский» Н.С.Соколова, «Славное море, священный Байкал» Д.П.Давыдова, «Обойми, поцелуй» А. В. Кольцова, «Коробушка», «Тройка», «Меж высоких хлебов» Н.А.Некрасова, «Что стоишь, качаясь» И.З.Сурикова, «Из-за острова на стрежень» Д.Н.Садовникова, «Умер бедняга» К.К.Романова, «Бывали дни веселые» П.Г.Горохова.

Песни неизвестных авторов, усвоивших нормы литературного стихосложения с исторической, рекрутской, солдатской, разбойничьей, тюремной, ямщицкой, любовной, семейной, тематикой.

Новые баллады (авторские и анонимные): «Ехали казаки», «Скакал казак через долину», «Ванька-ключник, «Морячка», «Катя-пастушка», «Рыбак и жена охотника», «За грибами в лес девицы», «Хас-Булат», «Меж крутых бережков», «Клад6ище Митрофаньевское», «По дону гуляет». Сюжетно-тематическая связь новых баллад со старыми. (Семейно-бытовая и любовная тематика, драматизм содержания, трагические развязки, характеристика героев через поступки). Отличие новых баллад от старых (большая оценочность, морализация мелодраматизм, экзотика дальних стран, роковые страсти).

Повествовательные песни (бессюжетные) и романсы: о горькой доле, бедности, сиротстве («Сиротою я росла», «Там в саду при долине», «Пряха»); утраченное счастье, разлука («Где эти лунные ночи», «Чудный месяц», «Последний час разлуки», «Разлука, ты, разлука», «Ах, зачем эта ночь», «На Муромской дорожке», «Потеряла я колечко», «Черные кудри», «Я нигде дружка не вижу», «Канареечка утешна»). Отличие городских повествовательных песен романсов (как лирических жанров) от новых баллад (как лиро-эпических).

Песни авторов ХХ века. Массовые песни советской эпохи. Песни-переделки на мотивы «Кочегара», «Кирпичиков», «Катюши». Песни гражданской и Великой Отечественной войн: «Два брата», «Двадцать второго июня», «Письмо с фронта», «В одном городе жила парочка», «Возвращение с фронта мужа-калеки». Песни войнов-афганцев. Солдатские и дембельские песни. Рукописные песенники. Воровские, блатные, тюремные песни. Песенная поэзия ГУЛАГа. Гитарные песни молодежи, студентов, туристов, альпинистов, спелеологов, геологов и др. Рукописные песенники современной молодежи и магнитофонные записи.

Жанровые разновидности городских песен: балладная, повествовательная, романсовая. Основные тематические мотивы: измена, разлука, убийство, самоубийство, раскаяние, долг и страсть, счастливая любовь, верность, тоска, суд, тюрьма и др.

Поэтика городских песен. Рифмованность, строфичность. Использование традиционных художественных средств, «втянутых» в новую стилистическую форму (повторы, троичность, антитеза, символика счастья и несчастья, принципы метафоризации, использование сравнений с преобладанием образов из растительного мира). Электическое сочетание лубочной вычурности красивости и просторечной формы в некоторых песнях. Лирические признаки в городских балладах (оценочные высказывания, морализация, обращение рассказчика-повествователя к слушателям). Сочетание в песнях и романсах объективной и субъективной речи повествователя. Преобладание монологических форм. Специфическая формунностъ городских песен: «девушка топится в реке (море)», «требование забыть милого (милую)», «сбывающиеся предсказания цыганки», «предостережение матери», «упрек из могилы», «раскаяние у могилы».

Исследователи песен литературного происхождения: И.Н. Розаков, В.Е. Гусев, Я.И.Гудошников, В.М. Потявин. Сборники песен и романсов поэтов. Сборники городских песен.