Структура урока иностранного языка
Под методической структурой урока ИЯ подразумевается совокупность его компонентов и звеньев, обспечивающих его целостность. Во временном плане методическая структура урока представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки и проведения урока, а также анализа и самоанализа результатов.
Структура урока в значительной мере обусловлена следующими основными факторами:
Спецификой вида речевой деятельности, на овладение которой направлены действия учащихся и учителя;
Трудностями, возникающими в процессе овладения речевой деятельностью;
Целями, задачи и содержанием данного урока в системе занятий.
В настоящее время общепринятым в методике является деление уроков иностранного языка на два основных типа.
I тип — уроки, на которых деятельность учащихся направлена преимущественно на развитие умений и навыков пользования языковым материалом. На таких уроках имеют место а) ознакомление с новым материалом и способами выполнения действий с ним; б) речевая практика (в аудировании, чтении, говорении, письме) на основе нового мате риала. При таком построении урока усвоение нового материала происходит в процессе речевой деятельности учащихся. Тесная взаимосвязь усвоения материала с развитием речевых умений осуществляется на основе целенаправленной системы упражнений.
II тип — уроки, на которых имеет место практика учащихся в речевой деятельности. На уроках этого типа может развиваться либо один вид речевой деятельности (чаще всего устная речь), либо взаимосвязанно несколько видов речевой деятельности, например, обучение аудированию и развитие умений и навыков устного высказывания на основе прослушанного текста.
В практике преподавания структура первого и второго типов урока может варьироваться, образуя различные виды уроков в зависимости от характера речевой деятельности, от учебного материала и от средств обучения.
При определении оптимальной структуры урока следует помнить, кроме того, о трех условиях, которые определяют успех каждого занятия: а) увеличение времени тренировки учащихся; б) сохранение контроля над классом; в) уменьшение возникающей у учащихся и учителя усталости.
Примерная структура урока первого типа:
Тема урока: «Зимние каникулы».
Цель (цели) урока: развитие умений понимать новые слова в незнакомом контексте со слуха и употреблять их в вопросо-ответных диалогических единствах; совершенствование интонационного слуха.
Языковой материал: новые слова; повторение и систематизация слов.
Средства обучения: тексты и упражнения учебника; грампластинка, тематическая картина «Школьный сад зимой».
План урока.
Фонетическая зарядка: интонация в вопросительных предложениях (восприятие образцов с пластинки, имитация диктора).
Объяснение новых слов (настенная картина, упражнения).
Активизация новых слов: упражнение в расширении предложений; восприятие несложного текста на слух («Зимние работы в школьном саду»); пересказ прослушанного в форме беседы между учащимися и учителем (или в процессе парной работы учащихся).
Заключительная часть урока: домашнее задание, подведение итогов, оценка работы отдельных учащихся.
В зависимости от вида урока, характера материала и приемов обучения одна из перечисленных выше частей может либо вовсе отсутствовать (например, вторая), либо входить в качестве составного элемента во все остальные (например, третья или четвертая).
Вводная часть, которая иногда называется организационным моментом, включает, как правило, речевую или фонетическую зарядку, которые помогают учителю сразу же с первой минуты создать рабочую обстановку и ввести учащихся в атмосферу иностранного языка. Урок можно начать с беседы на самые разнообразные темы, содержащие новую и интересную для данного класса информацию (например, о жизни школы, о значительном событии в нашей стране и за рубежом, о предстоящих праздниках, интересной книге). Такие беседы, продолжительностью от 3 до 5 минут, будут служить хорошим упражнением в аудировании и говорении, способствовать решению воспитательных и образовательных задач. Иногда следует поручить одному или двум учащимся провести вводную часть. Они могут начать урок с беседы о задании, о готовности класса к уроку.
Объяснение нового материала включает в себя работу над формой слов или грамматических конструкций, с их значением и употреблением. Наряду с объяснением преподавателя в классе возможно самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом. Если один из компонентов, входящих в понятие ознакомления, например, раскрытие формы, не представляет для учащихся трудности, то на уроке основное внимание уделяется значению данного явления и его употреблению.
Тренировка нового материала. Эта часть урока не должна содержать ненужных инструкций и указаний, а также таких упражнений, которые по своему характеру и затрате времени подходят для самостоятельной домашней работы, например, письменные переводы со словарем, упражнения в различении и множественном выборе (multiple choice), ответы на альтернативные вопросы и т.д.
Контроль усвоенного. Контроль как специальная часть урока может и не иметь места, поскольку большинство упражнений позволяют выявить степень понимания и усвоения нового явления. Что касается определения уровня сформированности речевых умений в результате изучения темы (или ряда тем), то для этого могут отводиться специальные части урока с устными или письменными проверками продолжительностью 10 — 20 минут. Учитель должен проводить, кроме того, систематический учет работы каждого школьника, занося свои наблюдения в специальную рабочую тетрадь учителя. Здесь следует отметить быстроту реакции учащихся, характер их ошибок, количество прочитанного, активность при выполнении тех или иных упражнений и т.д.
В итоговой (заключительной) части урока записывается задание на дом и дается инструктаж относительно формы и последовательности его выполнения. На отдельных уроках желательно, кроме того, подводить итоги достигнутых результатов отдельными учащимися, что крайне важно для усиления мотивации учения.
- Общеевропейское понимание коммуникативной компетенции
- Содержание обучения иностранному языку
- Принципы обучения иностранному языку
- Средства обучения иностранному языку
- Артикуляторный и акустический подходы в обучении фонетике
- Языковая политика в области лингвистического образования
- Способы семантизации лексических единиц
- Структура урока иностранного языка
- Требования к умк по иностранному языку
- Пути адаптации умк “Hotline”
- Аудирование как цель и как средство обучения, механизмы аудирования
- Система упражнений для развития навыков аудирования
- Условия и закономерности развития билингвальной и бикультурной языковой личности
- 14. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста
- 15. Обучение монологу. Его разновидности и характеристики
- 16. Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики
- 17. Обучение графике
- 18. Обучение орфографии
- Система работы над формированием языковых навыков, представленных в умк “Hotline”
- Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности. Различные виды чтения