logo search
4

Структура урока иностранного языка

Под методической структурой урока ИЯ подразумевается совокупность его компонентов и звеньев, обспечивающих его целостность. Во временном плане методическая структура урока представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки и проведения урока, а также анализа и самоанализа результатов.

Структура урока в значительной мере обусловлена следующими основными факторами:

  1. Спецификой вида речевой деятельности, на овладение которой направлены действия учащихся и учителя;

  2. Трудностями, возникающими в процессе овладения речевой деятельностью;

  3. Целями, задачи и содержанием данного урока в системе занятий.

В настоящее время общепринятым в методике является деление уроков иностранного языка на два основных типа.

I тип — уроки, на которых деятельность учащихся на­правлена преимущественно на развитие умений и навыков пользования языковым материалом. На таких уроках имеют место а) ознакомление с новым материалом и способами вы­полнения действий с ним; б) речевая практика (в аудирова­нии, чтении, говорении, письме) на основе нового мате­ риала. При таком построении урока усвоение нового материа­ла происходит в процессе речевой деятельности учащихся. Тесная взаимосвязь усвоения материала с развитием рече­вых умений осуществляется на основе целенаправленной системы упражнений.

II тип — уроки, на которых имеет место практика уча­щихся в речевой деятельности. На уроках этого типа может развиваться либо один вид речевой деятельности (чаще всего устная речь), либо взаимосвязанно несколько видов речевой деятельности, например, обучение аудированию и развитие умений и навыков устного высказывания на основе прослушанного текста.

В практике преподавания структура первого и второго типов урока может варьироваться, образуя различные виды уроков в зависимости от характера речевой деятельности, от учебного материала и от средств обучения.

При определении оптимальной структуры урока сле­дует помнить, кроме того, о трех условиях, которые определяют успех каждого занятия: а) увеличение времени тренировки уча­щихся; б) сохранение контроля над классом; в) уменьше­ние возникающей у учащихся и учителя усталости.

Примерная структура урока первого типа:

Тема урока: «Зимние каникулы».

Цель (цели) урока: развитие умений понимать новые сло­ва в незнакомом контексте со слуха и употреблять их в вопросо-ответных диалогических единствах; совершенство­вание интонационного слуха.

Языковой материал: новые слова; повторение и система­тизация слов.

Средства обучения: тексты и упражнения учебника; грампластинка, тематическая картина «Школьный сад зи­мой».

План урока.

Фонетическая зарядка: интонация в вопросительных предложениях (восприятие образцов с пластинки, имита­ция диктора).

Объяснение новых слов (настенная картина, упраж­нения).

Активизация новых слов: упражнение в расширении предложений; восприятие несложного текста на слух («Зим­ние работы в школьном саду»); пересказ прослушанного в форме беседы между учащимися и учителем (или в про­цессе парной работы учащихся).

Заключительная часть урока: домашнее задание, под­ведение итогов, оценка работы отдельных учащихся.

В зависимости от вида урока, характера материала и приемов обучения одна из перечисленных выше частей мо­жет либо вовсе отсутствовать (например, вторая), либо входить в качестве составного элемента во все остальные (например, третья или четвертая).

Вводная часть, которая иногда называется организа­ционным моментом, включает, как правило, речевую или фонетическую зарядку, которые помогают учителю сразу же с первой минуты создать рабочую обстановку и ввести учащихся в атмосферу иностранного языка. Урок можно начать с беседы на самые разнообразные темы, содержащие новую и интересную для данного класса информацию (например, о жизни школы, о значительном событии в нашей стране и за рубежом, о предстоящих празд­никах, интересной книге). Такие беседы, продолжитель­ностью от 3 до 5 минут, будут служить хорошим упраж­нением в аудировании и говорении, способствовать решению воспитательных и образовательных задач. Иногда следует поручить одному или двум учащимся провести вводную часть. Они могут начать урок с беседы о задании, о готовности класса к уроку.

Объяснение нового материала включает в себя работу над формой слов или грамматических конструкций, с их значением и употреблением. Наряду с объяснением преподавателя в классе возмож­но самостоятельное ознакомление учащихся с новым мате­риалом. Если один из компонентов, входящих в понятие озна­комления, например, раскрытие формы, не представляет для учащихся трудности, то на уроке основное внимание уделяется значению данного явления и его употреблению.

Тренировка нового материала. Эта часть урока не должна содержать ненужных ин­струкций и указаний, а также таких упражнений, которые по своему характеру и затрате времени подходят для са­мостоятельной домашней работы, например, письменные переводы со словарем, упражнения в различении и мно­жественном выборе (multiple choice), ответы на альтерна­тивные вопросы и т.д.

Контроль усвоенного. Контроль как специальная часть урока может и не иметь места, поскольку большинство упражнений позволяют выявить степень понимания и усвое­ния нового явления. Что касается определения уровня сфор­мированности речевых умений в результате изучения темы (или ряда тем), то для этого могут отводиться специальные части урока с устными или письменными проверками про­должительностью 10 — 20 минут. Учитель должен прово­дить, кроме того, систематический учет работы каждого школьника, занося свои наблюдения в специальную рабо­чую тетрадь учителя. Здесь следует отметить быстроту реак­ции учащихся, характер их ошибок, количество прочитан­ного, активность при выполнении тех или иных упражне­ний и т.д.

В итоговой (заключительной) части урока записывается задание на дом и дается инструктаж относительно формы и последовательности его выполнения. На отдельных уро­ках желательно, кроме того, подводить итоги достигнутых результатов отдельными учащимися, что крайне важно для усиления мотивации учения.