logo search
Салихова А

2.1.4 Формальная организация русскоязычных рэп-текстов

Анализируемые русскоязычные рэп-тексты являются довольно объемными. Самый маленький текст состоит из тридцати строк, а самый большой – из восьмидесяти, включая все куплеты и повторяющиеся припевы. По своей структуре рэп-тексты в целом схожи со структурой авторской песни: они состоят из нескольких куплетов и повторяющихся припевов. Однако некоторые песни не содержат припевов. В среднем припев включает от двух до восьми строк, а куплет – от десяти до тридцати строк.

Важным структурообразующим признаком рэп-текста является ритм. В русскоязычных текстах ритм создается за счет техники речитатива. Вопреки существующему мнению о том, что рэп-тексты состоят из нерифмованных бессмысленных фраз, которые скрепляются только ритмом, отметим наличие в анализируемом материале большого количества рифмованных текстов. Анализируемые в данном исследовании рэп-тексты практически всегда строятся на смежной рифме (аа бб):

Так много грусти в моих словах

Так много мыслей в разноцветных снах.

Я преклоняюсь небесный спаситель

Спасибо, спасибо, мой ангел-хранитель.

Однако следует отметить, что практически в каждом тексте присутствуют нарушения смежной рифмы. Мы обнаружили, что чаще всего в середине текста могут появиться две абсолютно нерифмованные строчки или лишняя нечетная строка:

Городская тоска меня любит.

Одинокий огонек разбудит.

Что же делать когда…? Что же делать, когда…?

Что же делать, когда…? Что же делать, когда…?

Тоска зовет куда-то вдаль.

Последняя строчка является пятой нечетной строкой, которая не рифмуется с предыдущими.

Пример двух нерифмованных строк:

Созревали фрукты, росла трава.

Распускались бутоны, и шумела листва.

И только ангел мой, и только ангел мой

Меня защищал от беды и велел идти

По лестнице жизни в обитель.

Спасибо, спасибо, мой ангел-хранитель.

В данном примере отчетливо видно, что первые и последние две строчки рифмуются между собой с помощью смежной рифмы, а две строки посередине не рифмуются ни с чем.

Также были обнаружены единичные случаи появления перекрестной и кольцевой рифмы в текстах со смежной рифмой. Пример кольцевой рифмы внутри смежной:

Живая талая вода стекает с гор.

Всем наперекор.

Дождь обливает и всем напоминает:

От случая на улице зависит, что сбудется, играет внутри.

Во мне говорит зов: «Беги».

Птица высоко над домами зависает, в камне замирает.

Одинокая машина пролетела быстро мимо.

В голову ударил легкий запах бензина.

Пример перекрестной рифмы внутри смежной:

Музыка, речитатив, высокий тапок.

Игрок номер «один» в Тишёте «Double X INFO

Хип-хапа – мама, папа – Bad B. Выстрел dont stop’а

Высокие головы под воздействием крутого рапа

Правила игры изобретают, как Майк Тайсон.

Победи только ты number one – это твой шанс.

Быстро не жуй не глотай если черство

Мастерство не пропить, Bad.B – это вкусно.

В вышеприведенных примерах представлены появления смежной и перекрестной рифмы, а затем возобновление смежной рифмы.

Подводя итог о частоте появления того или иного типа рифмы, необходимо отметить, что авторы рэп-текстов отдают предпочтение смежной рифме, т. к. ее простота позволяет рифмовать строчки друг за другом. Несмотря на то, что кольцевая и перекрестная рифмы представляют некоторую трудность для рэп-исполнителей, мы обнаружили несколько случаев употребления данного типа рифмы. Более того, лишние и нерифмованные строки являются достаточно частыми в рэп-текстах.

Поэтичность рэп-текстам придают такие приемы звукописи, как аллитерация: Потом дети палили память дотла / Впитывая православие и правила доброго зла; Солнце светит, слепит глаза; Слезы – свобода от жизни… Такая сладкая соль на щеках / Я плачу от счастья…; Били жгутами дожди, Улыбками жили, Настроены на чистоту Эрмитажа, Не утони, но вдыхай глубже, Мы пересечемся в этих сюжетах.

И ассонанс: Здесь мало машин, лишь серые спины / Между кустов шиповника и старой рябины / В тумане спальных районов стрелки застыли в обед / Начиная отсчет потерянных лет.

Для русскоязычных рэп-текстов характерно частое употребление следующих групп лексики:

1) высокая лексика

И рисовал картины, любовью наполняя,

Я писал о том, что видел, истины не зная;

Битва. Единый бог, кому молитвы посылаем,

Он против, но мы верим,

И всё же зная, что наша ярость

Должна быть свята –

Священный гнев блестит в мече каждого солдата.

Первые жертвы были с летящей огненной стрелы,

Пожирающие волны расплавленной смолы

Звали смерть, клинок был обнажён

И следующим ударом кто-то храбрый был сражен.

2) сниженная, грубая лексика

Но куда бы, ни упал мой взгляд, чья, то голова или чей-то зад;

Куда, куда, урод, ты пошёл?

Хватай быстрей сумки, и бежим на перрон.

Чей-то стон раздался сзади меня.

Бабка упала – подвернулась нога.

3) сленговая лексика

Кстати, нет базара, если я не прав;

Вокзал. Как много людей:

Потенциальных алкашей, спекулянтов и бомжей.

4) устаревшая лексика

Сколько воинов я возьму с собой

Чтоб разбить их отряд.

5) современная лексика техногенной цивилизации

Через вспышки фотокамер, насквозь протыкая суть

Закрыв лицо руками, продолжают путь;

В холодном и мокром подвале,

где те, в чьих руках я, меня потеряли

Тысячи тонн живой биомассы

спрятали тела в бетонные каркасы.

В качестве лексической особенности русскоязычных рэп-текстов следует отметить равноправное использование разных слоев лексики, таких как высокая лексика – сниженная лексика, современная лексика техногенной цивилизации – устаревшая лексика. Смешение разных слоев лексики придает рэп-текстам изысканность и уникальность.

В качестве синтаксических особенностей можно выделить следующее.

Во-первых, использование большого количества простых, коротких предложений, что позволяет сделать текст более ритмичным:

Две руки за головой. Человеческий род смеется над собой.

В небе сероводород. YO. Не прикалывай судьбу.

Забудь тьму. Полуденная растрата счастья это табу.

Все мы в Касте. Всплески суеты. Переливаются света в цветы.

Ритмичность рэп-текстам придает также такой стилистический прием, как единоначатие (анафора):

Мы не хотим проблем, мы не хотим стрельбы,

Мы не хотим умереть из-за непрожитой мечты.

Мы твердо верим, мы уверены, в какую сторону идем…

Созданию особого ритма помогает и использование назывных предложений: Задний ход. Внимание; Тропики. Жара. Дикие леса.

С другой стороны, рэп-текст часто состоит из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, что позволяет создать эффект «потока сознания»:

Отрывки из жизни заполняют мои мозги

Я разрываю память на мелкие куски

То чем я жил и то куда смотрел,

Затоптали толпы безликих серых тел

Где-то выше радуги в вечерних облаках

Исчезает свет тот, что держу в руках (ага)

Приобретая силы, он стал опасным

Всё освещал он белым, лишь только мне красным

Данный эффект достигается также за счет использования рядов однородных членов предложения, в особенности за счет ассоциативного нанизывания существительных Кто скажет, что за номер этого полёта, тишина, шум воды, кафель, трубы и рвота.

Следующими типами предложений, характерных для рэп-текстов, являются восклицательные и вопросительные предложения:

Послушай! /…/ Мама убегаем! Ведь ты плохой друг! /…/ Ведь этот мир не твой вовсе!!!;

Пусть будет фейерверк. Да будет фейерверк!

Зачем в скорую? Какой это город?

Нередко встречаются целые диалоги, строящиеся из вопросительных и восклицательных предложений, что, с одной стороны, сближает рэп-текст с устной разговорной речью, с другой стороны, делает его похожим на спектакль:

Оно холодное?

Да!

Ну так давайте сюда! У меня идёт пена изо рта!

Вам открыть?

Ну конечно!!!

Здоров!

Здоров!

Куда?

Туда!

Зачем?

Затем! Пойдем со мной!

Пойдем!

Давай курнем!

А есть?!

Да есть!

Яркой отличительной чертой русскоязычных рэп-текстов является использование большого количества иностранных слов, с сохранением их звучания, но присвоением им грамматических форм русского языка. При письменной фиксации рэп-текстов такие слова записываются латиницей:

Я вышел из дома – питерского home’а… /…/

Голос freeстайла. (Baby. Freeстайла.)

Русскоязычные рэп-тексты предельно образны, метафоричны, что достигается за счет олицетворений, образных сравнений, метафорических и метонимических переносов: время капало, капало, ай да, уйдем от людей, расправив крыль; белых бессонных ночей магия, я тонул в глазах твоих; ватные ноги; сын нуждался в тепле твоих холодных рук; горькие звуки гитары; потом дети палили память дотла.

С прозаическим художественным текстом рэп-тексты сближает используемая в них прямая речь:

И там пела птица, он чуть не продал душу:

«Давай останемся здесь, будем мечтать, и слушать».

Один промолчал, другой читал его мысли:

«Давай останемся, брат, если есть смысл».

Размышляя о сходстве рэп-текста с прозаическим текстом, представляется возможным рассмотреть вопрос о функционально-смысловых типах речи в рэп-текстах. Принято выделять четыре основных функционально-смысловых типа речи – четыре способа изложения содержания в тексте. Функционально-смысловые типы речи определяются характером содержательной информации: фактологическая, концептуальная, методическая, эстетическая, инструктивная информация. Таким образом, традиционно выделяются четыре типа речи: описание – перечисление признаков, свойств предмета, явления; повествование – рассказ о событиях во временной последовательности; рассуждение – раскрытие внутренних признаков предмета или явления, доказательство определенных положений; инструктирование – рекомендации к действию (см.: [6. С. 75–96]). В анализируемых русскоязычных рэп-текстах так или иначе используются все функционально-смысловые типы речи. Один текст может включать разные типы речи, например, припев может относиться к рассуждению, инструктированию или описанию, при этом куплеты чаще всего повествовательные, т. е. для автора русскоязычного рэп-текста важнее рассказывать о событиях, раскрывая динамику мира, нежели инструктировать, описывать или рассуждать.