logo search
ен сидоренко морфология 3 часть

Безлично-предикативное слово (слово категории состояния)

12

Задание: определите частеречную принадлежность выделенных слов. Подробно аргументируйте свой выбор.

1. От этого мой внутренний мир становился богаче (К.П.). Я был захвачен севером сильнее, чем югом (К.П.). Здесь было значительно теплее.

2. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее её красота и тем сильнее она отзывается в человеческом теле (К.П.). Лучше всего было в лесах (К.П.).

3. Чем больше знает человек, тем резче он воспринимает, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее (К.П.). К вечеру на улице стало ещё холоднее.

4. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем светлее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова (К.П.).

5. Я не знал, что полярные путешественники ценят её дороже золота потому, что алыча – надёжное средство против цинги (К.П.). С годами каждая новая зима казалась Тихону Петровичу длиннее прошлогодней (К.П.). Бродить у моря было приятнее, чем сидеть в душном кафе.

6. Становилось веселее, голоса звучали громче, заглушая дальний шум возни машин (М.Г.). Но удивительнее всего в этих местах был воздух (К.П.).

7. Пышнее кучевых облаков зелёными клубами поднимались от земли вётлы (В.Сол.). Запоздалая сова чиркнула крылом по снегу и полетела туда, где погуще и потемнее (В.Пес.). Она очень обрадовалась мне, гораздо больше, чем я думал (В.Кав.).

8. Облака плыли медленнее, тени их стали тоньше, прозрачнее (М.Г.). На улице стало ещё пасмурнее.

9. Но больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии (К.П.). Чем дальше, лес делался глуше, торжественнее, сумрачнее (К.П.). Уютнее всего было в небольшой светлой комнате.

  1. Одно из самых высоких человеческих чувств, по-моему, чувство вины перед детьми (Е. Богат). Толя-капитан дальше всех закидывал самолов (К.П.). Приятнее всего для неё было бродить по старому, ухоженному парку.

13

Задание: придумайте предложения, в которых данные ниже слова были бы представлены как функциональные омонимы: а) имя существительное и безлично-предикативное слово; б) наречие и безлично-предикативное слово.

1. Охота, грустно, свежо.

2. Лень, страшно, приятно.

3. Недосуг, холодно, отлично.

4. Пора, уютно, весело.

5. Грех, светло, беспокойно.

6. Время, тихо, удобно.

7. Жаль, тоскливо, торжественно.

8. Тепло, больно, спокойно.

9. Досуг, ясно, легко.

10. Время, темно, хорошо.

Схемы разбора

Глагол в спрягаемой форме

1. Словоформа в тексте с зависимым словом, если оно имеется.

2.1. Вид глагола с точки зрения вхождения в видовую пару:

2.1.1. глагол несовершенного вида, являющийся членом видовой пары (писать – написать, перечитывать – перечитать);

2.1.2. глагол совершенного вида, являющийся членом видовой пары (написать – писать, перечитать – перечитывать);

2.1.3. глагол несовершенного вида, не являющийся членом видовой пары (одновидовой, несоотносительный по виду: мочь, принадлежать, сидеть);

2.1.4. глагол совершенного вида, не являющийся членом видовой пары (одновидовой, несоотносительный по виду: вздремнуть, толкнуть, зарычать);

2.1.5. двувидовый глагол (телеграфировать, использовать).

2.2. Для глаголов, входящих в видовые пары, определяется способ формирования видовой пары:

2.2.1. видовая пара образуется путем перфективации (пахать – вспахать, строить – построить);

2.2.2. видовая пара образуется путем имперфективации (переписать – переписывать, решить – решать);

2.2.3. видовая пара образуется супплетивным способом (возвращать – вернуть, говоритьсказать, класть – положить).

3. Переходность:

3.1. переходный глагол, объект выражен винительным падежом (благодарить воспитателя, читать книгу);

3.2. переходный глагол, объект выражен родительным падежом со значением части целого или при отрицательном сказуемом (выпить чая, не пить молока);

3.3. переходный глагол, объект выражен придаточной частью сложного предложения (Я знаю, что эту задачу можно решить другим способом);

3.4. непереходный глагол (бежать, заниматься).

4. Залог

по Грамматике русского языка–1960 (по В.В. Виноградову):

4.1. 1. действительный (Бухгалтер составляет смету. Рабочие строят дом);

4.1. 2. страдательный (Смета составляется бухгалтером. Дом строится рабочими);

4.1.3. возвратно-средний (умываться, бодаться, жечься);

4.1.4. вне залога (ходить, молиться, смеркаться);

по Русской грамматике–1980:

4.2.1. действительный двузалоговый (ремонтировать, строить);

4.2.2. действительный однозалоговый (рваться, радоваться);

4.2.3. страдательный двузалоговый (смета составляется бухгалтером, составлена).

5. Выделить и назвать основу глагола в инфинитиве (в прошедшем времени) и в настоящем (или будущем простом) времени.

6. Класс:

6.1. I продуктивный (читать, гулять);

6.2. II продуктивный (владеть, худеть);

6.3. III продуктивный (зимовать, корчевать);

6.4. IV продуктивный (возить, хранить);

6.5. V продуктивный (обмануть, шагнуть).

7. Спряжение:

7.1. 1 спряжение (читать, идти);

7.2. 2 спряжение (говорить, дышать);

7.3. разноспрягаемый глагол (хотеть, бежать);

7.4. особое (архаичное) спряжение (есть, дать).

8. Наклонение:

8.1. изъявительное (пою, говорим, создам);

8.2. сослагательное (пел бы, говорил бы, создал бы);

8.3. повелительное (пой, говори, создайте);

8.4. изъявительное в значении повелительного (Пойдёшь и скажешь брату, чтобы он пришёл завтра к нам);

8.5. повелительное наклонение в значении сослагательного (Догадайся я прийти утром, работу можно было бы закончить);

8.6. повелительное в значении изъявительного (И блесни мне тут счастливая мысль! Тургенев);

8.7. сослагательное наклонение в значении повелительного (Шёл бы ты к себе! Рассказал бы нам что-нибудь интересное!).

9. Время:

настоящее:

9.1. актуальное, обозначающее действие, совпадающее с моментом речи (читаю книгу);

9.2. неактуальное, обозначающее постоянное действие (человек дышит лёгкими);

9.3. неактуальное, абстрактное, называющее повторяющееся, типичное действие, представленное в широком плане настоящего времени, не связанного с моментом речи (Студенты при подготовке к экзамену используют конспекты и учебники);

9.4. неактуальное, комментирующее (Мяч уходит за боковую линию);

9.5. время, промежуточное между актуальным и неактуальным, обозначающее действие, совпадающее с моментом речи, но выходящее за его пределы (учусь в Таврическом национальном университете);

переносное употребление форм настоящего времени:

9.6. настоящее историческое (Сижу, пишу лекцию, как вдруг открылась дверь…);

9.7. настоящее в значении будущего времени (Вечером я иду в театр);

прошедшее:

9.8. перфектное (Скалы нависли над морем);

9.9. имперфектное (Мы подходили к калитке, когда начался дождь);

9. 10. аористическое (Петух прокукарекал и затих. Вы звонили в деканат?);

особые формы прошедшего времени:

9.11. давнопрошедшее, выраженное многократными глаголами (Здесь барин сиживал один. Пушкин);

9.12. прерванное (Пошёл было, да остановился);

9.13. обозначающее внезапно-мгновенное действие (Вдруг слышим у двери: кто-то звяк в кольцо. Лесков);

переносное употребление форм прошедшего времени:

9.14. прошедшее время вместо будущего (Ну всё, мы пропали!);

9.15. прошедшее вместо настоящего времени (Хорошо летом в деревне! Встал утром, вышел во двор, видишь, как птицы просыпаются, солнце встаёт, всё наполняется теплом и светом);

будущее время:

9.16. обозначает действие после момента речи (пойду в театр);

9.17. абстрактное (…по праздникам за этот стол сядут лучшие люди округа. Горький);

переносное употребление форм будущего времени:

9.18. будущее в значении настоящего неактуального (Только голубь остановится, кошка тоже замирает; он двинется дальше по двору – она крадётся за ним);

9.19. будущее в значении прошедшего (Всё было тихо, листок не шелохнётся, лишь иногда плеснёт рыба).

10. Лицо:

10.1. 1-е лицо в основном значении (читаю, читаем);

10.2. 2-е лицо в основном значении (читаешь, читаете);

10.3. 3-е лицо в основном значении (читает, читают);

10.4. безличный глагол (рассветает, смеркается);

10.5. 1-е лицо с обобщённо-личным значением ( Чужую беду руками разведу. Что имеем – не храним, потерявши – плачем);

10.6. 2-е лицо с обобщённо-личным значением (Что посеешь, то и пожнёшь);

10.7. 2-е лицо вежливости (Татьяна Викторовна, Вы знаете эту работу?);

10.8. 3-е лицо с обобщённо-личным значением (Цыплят по осени считают);

10.9. 3-е лицо с неопределённо-личным значением (Просят не курить);

10.10. 1-е, 2-е и 3-е лицо выражены не с помощью особых форм, а синтаксически (я пришёл, ты пришёл, он пришёл);

переносные значения:

10.11.1-е лицо мн. ч. в значении второго лица (читаем?);

10.12. 3-е лицо мн. ч. в значении 1-го лица (тебе говорят!).

11. Род:

11.1. мужской (играл);

11.2. женский (играла);

11.3. средний (играло);

11.4. не различается (играли);

11.5. отсутствует (играю, переведу).

12. Число:

12.1. единственное (пишу);

12.2. множественное (пишем);

12.3. множественное в значении единственного (Как себя чувствуем?);

12.4. единственное в значении множественного (Слушай мою команду!).

13. Словообразование:

13.1. нечленимая немотивированная основа (везу, идут);

13.2. членимая немотивированная основа (читать);

13.3. префиксация (написать, вбежать);

13.4. суффиксация (тренировать, сапожничать);

13.5. префиксально-суффиксальный способ (затруднить, удешевить);

13.6. постфиксальный способ (учиться, плескаться);

13.7. префиксально-постфиксальный способ (отмахнуться, вчитаться);

13.8. суффиксально-постфиксальный способ (петушиться, ветвиться);

13.9. префиксально-суффиксально-постфиксальный способ (ухитриться, изловчиться);

13.10. сложение (самоопределиться, радиофицировать);

13.11. префиксация со сложением (умиротворить);

13.12. сращение (благотворить, заблагорассудиться);

13.13. сращение в сочетании с суффиксацией (христарадничать).

14. Синтаксическая функция:

14.1. сказуемое или его компонент;

14.2. подлежащее или его компонент;

14.3. дополнение;

14.4. несогласованное определение;

14.5. обстоятельство.

Примерные варианты разбора

Народное творчество учит понимать условность искусства (Д. Лихачёв)

Анализируемый глагол – учит.

  1. Минимальный контекст: (народное творчество) учит (понимать).

  2. Инфинитив – учить.

  3. НСВ, является членом видовой пары (учит – научит).

  4. Видовая пара образуется путём перфективации.

  5. Переходный глагол в основном значении, когда объект может быть выражен винительным падежом (учит уроки), но в данном лексико-семантическом варианте – непереходный.

  6. Залог по Грамматике–60 – действительный в основном значении, в данном ЛСВ – вне залога, так как глагол непереходный; по Русской грамматике–80 – действительный, однозалоговый.

  7. Основа инфинитива – учи-, основа настоящего времени – уч-.

  8. Класс IV продуктивный.

  9. Спряжение II.

10. Наклонение изъявительное.

  1. 11. Время настоящее; глагол обозначает действие, совпадающее с моментом речи, но выходящее за его пределы.

  2. 12. 3-е лицо в основном значении (с дополнительным обобщённо-личным значением?).

  3. 13. Род отсутствует.

  4. 14. Число отсутствует.

  5. 15. Членимая немотивированная основа.

  6. 16. Синтаксическая функция – простое глагольное сказуемое.

Анализируемый глагол – понимать.

  1. 1. Минимальный контекст – (народное творчество учит) понимать.

  2. 2. Инфинитив – понимать.

  3. 3. НСВ, не является членом видовой пары (одновидовой).

  4. 4. Переходный глагол; объект выражен винительным падежом (понимать искусство).

  5. 5. Залог по Грамматике–60 – действительный, по Русской грамматике–80 – действительный, двузалоговый.

  6. 6. Основа инфинитива – понима-, основа настоящего времени – понимаj-.

  7. 7. Класс I продуктивный.

  8. 8. Спряжение I.

  9. 9. Наклонение отсутствует.

  10. 10. Время отсутствует.

  11. 11. Лицо отсутствует.

  12. 12. Род отсутствует.

  13. 13. Число отсутствует.

  14. 14. Префиксально-суффиксальный способ словообразования.

  15. 15. Синтаксическая функция – дополнение.

Примечание. Здесь и далее номер позиции в разборе конкретного глагола (наречия, безлично-предикативного слова) не обязательно соответствует номеру позиции схемы. Поэтому прочерки при разборе делать не следует.

Школьная грамматика