Задания
-
Выполните упражнения
а) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. Н.П. Голубевой (-М., 1975). Упр. 301 (I), 303 (III), 313 (I)
б) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. С.Г. Ильенко (- М., 1987). Упр. 311-312, 316-317, 320.
в) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. Н.С. Валгиной (- М., 1987). Упр. 328, 335.
-
Проанализируйте употребление сочинительных и подчинительных союзов: определите, что они соединяют и какие отношения выражают.
а. Он злился на Белецкого и на себя и против своей воли вставлял французские фразы в свой разговор, интересовался главнокомандующим и московскими знакомыми на основании того, что они оба в казачьей станице говорили на французском диалекте, с презреньем отзывался о товарищах офицерах… ( Л.Н.Толстой).
б. Метафора или поясняет мысль, или заменяет её ( Ключевский ).
в. Почему эта европейская женщина сделала выбор на Америке, мы не знаем, да существенного значения это, пожалуй, и не имеет ( Ваксберг).
г. В снах, как принято думать, нет никакой логики; но , как мне кажется, это ошибочно,- логика должна быть, но только мы её не знаем ( Мамин - Сибиряк).
д. Разница между Кутузовым и Барклаем была в том, что Кутузов знал: Наполеона погубит не просто просторанство, а пустыня, в которую русский народ превратит свою страну, чтобы погубить вторгшегося врага ( Тарле).
-
Проянялизируйте употребление двухместных союзов: определите, что они соединяют и какие отношения выражают. Выделите союзы, используемые и как сочинотельные и как подчинительные. Что позволяет им употребляться по-разному?
а. До моря же мы рассчитывали дойти если не сегодня, то завтра к полудню.
б. Одета она была в опрятное, хоть и полинялое платье; руки у ней были чистые и красивые, хоть и большие.
в. Я побежал к лестнице, но чем выше я поднимался, тем меньше мне хотелось прыгать.
г. Великодушие маменьки так поразило его, что он никак не решился скрыть от неё опасные последствия.
-
Проанализируйте употребление слова И : семантика, функция , частеречная принадлежность.
а. Свирепых надо прикармливать, а ласковым довольно и палку показать.
б. Архаизмы – это слова , забывшие о том, что и они были когда - то неологизмами.
в. Библиотека была маленькая, и книги сошлись в ней совершенно случайно.
г. Если уподобить книги ступеням, то попадаются и такие, которые ведут вниз.
-
Определите частеречную принадлежность выделенных слов.
а. Дьякон пошёл за рыбой, но на полдороге остановился и посмотрел вокруг.
б. В день солнечный июльский – Цветы, цветы вокруг!
г. Мазурка окончилась, и вскоре после старая графиня уехала.
д. Он стоит возле. Он слушает, что говорят.
е. Эмиль побежал навстречу Санину.
6.Выпишите предлог в словосочетании. Определите падеж зависимого имени и укажите передаваемые предлогом отношения. Возможно ли употребление данного предлога с другими падежами?
а. Стал я вокруг себя оглядываться: сколько сосенок тут из-под снега топорщится!
б. Около полудня обыкновенно появляется множество округлых высоких облаков.
в. С сыном хозяина избы мы вышли на улицу деревни и присоединились к толпе парней, которые медленно шли вдоль по дороге и пели песни.
д. Усадите меня возле этой Афродиты.
7. Из картотеки служебных слов в работе С.И. Богданова выпишите по 5 примеров на функциональную омонимию союзов, предлогов и частиц. Составьте с ними предложения.
8. Работа с предложением
Сделайте морфологический анализ подчеркнутых слов.
Это были поэмы Пушкина; я прочитал их сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место.
- Череповецкий государственный университет
- Кафедра русского языка и общего языкознания
- Морфология
- Часть I
- Практические занятия Занятие 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Семантические основы морфологии
- Занятие 3 Морфологическая категория
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Занятие 6-7 Категория рода имен существительных Вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Категория числа
- Склонение имен существительных
- Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных
- Занятие 11 Краткие и полные формы прилагательных. Степени сравнения прилагательных
- Основная литература
- Задания
- Занятие 12
- Имя числительное как часть речи.
- Лексико-грамматические разряды имен числительных
- Вопросы
- Литература
- Дополнительная литература
- Задания
- Склонение имен числительных
- Занятие 14 Глагол как часть речи.
- Основная литература
- Занятие 15 Лексико-грамматические разряды глаголов Вопросы
- Задания
- Категория залога
- Изучите материал на с. 327 - 333, 342 - 443 и подумайте над вопросами:
- Категория наклонения
- Категория лица
- Литература
- Причастие как атрибутивная форма глагола
- Дополнительная литература
- Задания
- Занятие 20 Деепричастие как атрибутивная форма глагола.
- Задания
- Две основы глагола. Классы глагола. Спряжение глагола
- Литература
- Задания
- Категория состояния как часть речи
- Основная литература
- Ш а п и р о а. Б. Есть ли в русском языке категория состояния как часть речи? // Вопросы языкознания. – 1955. - № 2. Задания
- Служебные части речи
- Задания
- Вопросы к экзамену
- Схемы морфологического анализа частей речи
- Имени существительного
- Имени прилагательного
- Имени числительного
- Слов категории состояния
- Оглавление
- 162600 Г. Череповец, Советский пр., 8.