logo search
Уч

Задания

  1. Выполните упражнения

а) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. Н.П. Голубевой (-М., 1975). Упр. 301 (I), 303 (III), 313 (I)

б) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. С.Г. Ильенко (- М., 1987). Упр. 311-312, 316-317, 320.

в) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. Н.С. Валгиной (- М., 1987). Упр. 328, 335.

  1. Проанализируйте употребление сочинительных и подчинительных союзов: определите, что они соединяют и какие отношения выражают.

а. Он злился на Белецкого и на себя и против своей воли вставлял французские фразы в свой разговор, интересовался главнокомандующим и московскими знакомыми на основании того, что они оба в казачьей станице говорили на французском диалекте, с презреньем отзывался о товарищах офицерах… ( Л.Н.Толстой).

б. Метафора или поясняет мысль, или заменяет её ( Ключевский ).

в. Почему эта европейская женщина сделала выбор на Америке, мы не знаем, да существенного значения это, пожалуй, и не имеет ( Ваксберг).

г. В снах, как принято думать, нет никакой логики; но , как мне кажется, это ошибочно,- логика должна быть, но только мы её не знаем ( Мамин - Сибиряк).

д. Разница между Кутузовым и Барклаем была в том, что Кутузов знал: Наполеона погубит не просто просторанство, а пустыня, в которую русский народ превратит свою страну, чтобы погубить вторгшегося врага ( Тарле).

  1. Проянялизируйте употребление двухместных союзов: определите, что они соединяют и какие отношения выражают. Выделите союзы, используемые и как сочинотельные и как подчинительные. Что позволяет им употребляться по-разному?

а. До моря же мы рассчитывали дойти если не сегодня, то завтра к полудню.

б. Одета она была в опрятное, хоть и полинялое платье; руки у ней были чистые и красивые, хоть и большие.

в. Я побежал к лестнице, но чем выше я поднимался, тем меньше мне хотелось прыгать.

г. Великодушие маменьки так поразило его, что он никак не решился скрыть от неё опасные последствия.

  1. Проанализируйте употребление слова И : семантика, функция , частеречная принадлежность.

а. Свирепых надо прикармливать, а ласковым довольно и палку показать.

б. Архаизмы – это слова , забывшие о том, что и они были когда - то неологизмами.

в. Библиотека была маленькая, и книги сошлись в ней совершенно случайно.

г. Если уподобить книги ступеням, то попадаются и такие, которые ведут вниз.

  1. Определите частеречную принадлежность выделенных слов.

а. Дьякон пошёл за рыбой, но на полдороге остановился и посмотрел вокруг.

б. В день солнечный июльский – Цветы, цветы вокруг!

г. Мазурка окончилась, и вскоре после старая графиня уехала.

д. Он стоит возле. Он слушает, что говорят.

е. Эмиль побежал навстречу Санину.

6.Выпишите предлог в словосочетании. Определите падеж зависимого имени и укажите передаваемые предлогом отношения. Возможно ли употребление данного предлога с другими падежами?

а. Стал я вокруг себя оглядываться: сколько сосенок тут из-под снега топорщится!

б. Около полудня обыкновенно появляется множество округлых высоких облаков.

в. С сыном хозяина избы мы вышли на улицу деревни и присоединились к толпе парней, которые медленно шли вдоль по дороге и пели песни.

д. Усадите меня возле этой Афродиты.

7. Из картотеки служебных слов в работе С.И. Богданова выпишите по 5 примеров на функциональную омонимию союзов, предлогов и частиц. Составьте с ними предложения.

8. Работа с предложением

Сделайте морфологический анализ подчеркнутых слов.

Это были поэмы Пушкина; я прочитал их сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место.