logo search
Березина_Ю

Рабочая гипотеза

Приступая к работе, мы полагаем, что в говорах Тоболо-Иртышья района достаточно активно будет употребляться диалектная лексика с эмоционально-оценочным значением. Такая лексика хорошо иллюстрируют самобытность населения Западной Сибири, раскрывают черты характера русского народа.

Цель работы: на основе картотеки диалектной лексики кафедры русского языка и МПРЯ, составленной студентами филологического факультета ТГСПА им. Д.И.Менделеева выявить состав эмоционально-оценочных диалектизмов в говорах Тобоьского района, из числа имен прилагательных, содержащих характеристику внешних и внутренних качеств человека, выявить все средства выражения экспрессии, рассмотреть системные отношения данных групп лексики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу, посвященную исследованию территориальных разновидностей русского языка, в частности Сибири;

  2. Отобрать из состава картотеки диалектной лексики при кафедре русского языка и МПРЯ состав эмоционально-оценочных диалектизмов из числа имен прилагательных, содержащих характеристику внешних и внутренних качеств человека;

  3. Охарактеризовать функционирование в диалектном языке Тоболо-Иртышья имен прилагательных, содержащих положительную и отрицательную характеристику внешних и внутренних качеств человека;

  4. Рассмотреть системные отношения лексем с эмоционально-оценочным значением;

  5. Выявить все средства создания экспрессии названной лексики.

Методологической основой исследования послужили принципы научно-исследовательского подхода к тексту – системности и историзма, – согласно которым, сибирские говоры рассматриваются как источник многообразной многоуровневой информации с позиций единства содержания и формы.

В работе интегрированы лингвокраеведческие и функционально-стилистические подходы, составляющие в совокупности лингвистический анализ регионального материала.

В связи с этими направлениями в работе использованы следующие методы:

- метод сплошной и целенаправленной выборки: при отборе материала;

- количественно-симптоматический, поскольку в работе выявляется количественный состав групп изучаемой лексики;

описательный: при описании наблюдений над семантикой экспрессивно-эмоциональной лексики;

метод компонентного анализа: при анализе фактического материала;

- сопоставительный: при сопоставлении эмоционально-экспрессивной лексики (положительной и отрицательной оценок).

В работе использованы следующие приемы исследования:

наблюдения, синтеза, этимологического анализа, описание, сопоставление языковых фактов, а также статистическая методика в ее простейшей форме.

Структура работы: Работа состоит из трех глав, введения и заключения, приложений и списка научной и справочной литературы, трех приложений.

Первая глава «Диалектная речь как предмет исследования» носит теоретический характер. Она рассматривает такие понятия, как сибирский говор (диалект), в ней описаны достижения лингвистов в области диалектологии, также содержит материал о научной классификации диалектизмов. В главе описаны особенности говоров территории вторичного заселения, какой является Западная Сибирь.

Во второй главе «Эмоционально-оценочная лексика в говорах Тоболо-иртышья» даются общие сведения об эмоционально-экспрессивной лексике в современном русском языке, а также экспрессивно-стилистической дифференциации диалектной речи. В главе рассмотрено функционирование в диалектном языке Тоболо-Иртышья имен прилагательных, содержащих положительную и отрицательную характеристику внешних и внутренних качеств человека, рассмотрены системные отношения исследуемой лексики, выявлены и описаны средства создания экспрессии названной лексики.

В главе дана характеристика эмоционально-оценочной лексики тоболо-иртышских говоров.

Заключение содержит обобщение и выводы по данной теме, подводится общий итог исследованию.

Завершает работу список использованной литературы в количестве 59 единиц. Цитаты, которые используются в работе, отсылают к этому списку.

В приложении содержится словарь эмоционально оценочной-лексики, а так же методический материал – Внеклассное мероприятие для учащихся школ.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что поставленные вопросы диалектологии рассматриваются в аспекте становления норм русского литературного национального языка и сохранения сибирских говоров, что является одной из центральной проблем языкознания.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

  1. Составленная картотека диалектизмов может быть использована в ходе диалектологической практики студентов второго курса дневного отделения и ОЗО филологического факультета ТГСПА им. Д.И. Менделеева;

  2. Материалы исследования могут служить базой для пополнения фактическим материалом курсов русской диалектологии, лингвистического краеведения, специального курса и семинара по региональной лингвистике, введенных в учебный план для студентов ТГСПА им. Д.И.Менделеева;

  3. Результаты исследования также могут использоваться на школьных уроках русского языка и краеведения в 5-9 классах средней школы, а также на внеклассных мероприятиях по русскому языку и культуре речи.

Апробация работы. Результаты работы апробированы в виде научных докладов на конференциях разного уровня, а именно:

Публикации:

  1. Бакулина Е.А Эмоционально-оценочная лексика в говорах Тоболо-Иртышья [Текст] / Е.А.Бакулина // Знаменские чтения: Филология в пространстве культуры: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Тобольск, 22-23 октября 2009 г.). – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – С. 174-175.