Артикуляторный и акустический подходы в обучении фонетике
Существует два подхода к преподаванию фонетики – артикуляторный и акустический.
Артикуляторный подход был разработан советскими учеными лингвистами и применялся в средней школе. Его суть состоит в том, что ученику подробно объясняются все звуки английского языка, куда ставить язык и как округлять губы для произнесения нужных звуков, и все это отрабатывается фонетическими упражнениями в течение, как минимум, 20-30 занятий, а то и более.
Артикуляторный подход был разработан учеными Грузинской и Колосовым. Согласно их теории выделяются три основные типологические группы фонем: совпадающие в обоих языках, несовпадающие в обоих языках и частично совпадающие. Выявив эти группы авторы сформулировали основные положения артикуляторного подхода:
1) начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс;
2) каждый звук должен быть тщательно проработан в отдельности;
3) для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука;
4) формирование произносительных и слуховых навыков идёт раздельно.
Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком:
1) ориентировка;
2) планирование;
3) артикулирование;
4) фиксирование;
5) отработка звука.
У этого подхода есть и недостатки, отмечаемые современными методистами. Например, Миньяр-Белоручев считает, что подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени, а чистоты навыка при этом не дают. Однако, этот подход широко используется при работе с определенной аудиторией.
Широкое применение, особ в интенсивных методиках, нашел другой подход – акустический, при котором упор делается не на сознательное усвоение особеннстей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и её имитацию. Усвоение звуков идёт не изолированно, а в речевом потоке. В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придаётся большого значения. Этот способ полностью оправдывает себя в условиях краткосрочных курсов.
- Общеевропейское понимание коммуникативной компетенции
- Содержание обучения иностранному языку
- Принципы обучения иностранному языку
- Средства обучения иностранному языку
- Артикуляторный и акустический подходы в обучении фонетике
- Языковая политика в области лингвистического образования
- Способы семантизации лексических единиц
- Структура урока иностранного языка
- Требования к умк по иностранному языку
- Пути адаптации умк “Hotline”
- Аудирование как цель и как средство обучения, механизмы аудирования
- Система упражнений для развития навыков аудирования
- Условия и закономерности развития билингвальной и бикультурной языковой личности
- 14. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста
- 15. Обучение монологу. Его разновидности и характеристики
- 16. Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики
- 17. Обучение графике
- 18. Обучение орфографии
- Система работы над формированием языковых навыков, представленных в умк “Hotline”
- Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности. Различные виды чтения