logo search
4

Артикуляторный и акустический подходы в обучении фонетике

Существует два подхода к преподаванию фонетики – артикуляторный и акустический.

Артикуляторный подход был разработан советскими учеными лингвистами и применялся в средней школе. Его суть состоит в том, что ученику подробно объясняются все звуки английского языка, куда ставить язык и как округлять губы для произнесения нужных звуков, и все это отрабатывается фонетическими упражнениями в течение, как минимум, 20-30 занятий, а то и более.

Артикуляторный подход был разработан учеными Грузинской и Колосовым. Согласно их теории выделяются три основные типологические группы фонем: совпадающие в обоих языках, несовпадающие в обоих языках и частично совпадающие. Выявив эти группы авторы сформулировали основные положения артикуляторного подхода:

1) начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс;

2) каждый звук должен быть тщательно проработан в отдельности;

3) для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука;

4) формирование произносительных и слуховых навыков идёт раздельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком:

1) ориентировка;

2) планирование;

3) артикулирование;

4) фиксирование;

5) отработка звука.

У этого подхода есть и недостатки, отмечаемые современными методистами. Например, Миньяр-Белоручев считает, что подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени, а чистоты навыка при этом не дают. Однако, этот подход широко используется при работе с определенной аудиторией.

Широкое применение, особ в интенсивных методиках, нашел другой подход – акустический, при котором упор делается не на сознательное усвоение особеннстей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и её имитацию. Усвоение звуков идёт не изолированно, а в речевом потоке. В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придаётся большого значения. Этот способ полностью оправдывает себя в условиях краткосрочных курсов.