logo search
ответы на гос

Прагматический поворот. Лингвистическая прагматика. Теория речевых актов. Постулаты речевого общения. Коммуникативно-функциональная лингвистика.

Прагамтический поворот" в языкознании. Лингвистическая прагматика.

Прагмалингвистика – это область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношения между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют адресант и адресат, и для характеристики которого важны конкретные указания на место и время их взаимодействия, на связанные с актом общения цели и ожидания

Структуралистская парадигма сменяется функциональной

Предпосылки к зарождения функциональной лингвистики – Пражская и Лондонская школы

Представитель лондонского структурализма Хэллидей выявляет макрофункции, исходя из тезиса, что функциональный подход к языку означает «прежде всего изучение вопроса о том, как используется язык»

Макрофункции:

- содержательная (понятийная)

- межличностная (социально-ролевая)

- текстовая (дискурсивная)

Термин «прагматика» впервые употребляет Чарльз Моррис («Основания теории знаков», 1938)

Моррис рассматривает 3 аспекта знаков (семиотики):

  1. Семантика (отношения между знаком и обозначаемым предметом)

  2. Синтактика (отношения между знаками)

  3. Прагматика (отношения между знаком и его интерпретатором)

Готлиб Фреге в работе «О смысле и значении» (1892) показал, что слова, имеющие разные значения, могут относится к одному и тому же предмету

В семантике следует различать значение, способность слова к обозначению, денотации и смысл, то есть способ представления предмета. При этом некоторые слова могут иметь смысл, не обозначая при этом предмета

По теории Фреге Ч.Огден и А.Ричардс построили «семантический треугольник» («О значении значения», 1925)

Треугольник Огдена-Ричардса представляет собой удачную модель взаимосвязи трех главных логико-лингвистических категорий:

1) данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый в логике "денотат", а в лингвистике "референт"

2) возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл"

3) принятое в человеческом обществе наименование объекта — "имя" (слово, лексема).    

Бертран Рассел («Об обозначении», 1905) предлагает различать имена и дискрипции. Имена имеют значения (соотносятся с реальными предметами),, а дискрипции имеют смысл (получают значение только в предложении)

Людвиг Витгенштейн («Логико-философский трактат», 1921, «Философские исследования», 1953). Предложения – дискрипции особого рода (дискрипции факта)

Предложение имеет смысл, но значение оно приобретает только в ситуации

«Языковые игры» - виды использования речи

Речь всегда имеет цель

Теория речевых актов

Дж.Остин «Слово как действие» (1962)

Дж.Сёрль «Речевые акты» (1969)

Любое высказывание – речевой акт

Локуция – произнесение, вербализация, иллокуция – цель (для чего РА), перлокуция – эфеект, которые оказал РА на адресата

В лингвистике можно выделить 2 течения: