Глава 2. Культура спора
Броское объявление дискуссионного клуба привлекло внимание старшеклассников. «Что значит быть современным? Подумай, приходи, выскажись!» — гласило оно. На заседании спорили долго, шумно и горячо. Разговор захватил всех. Еще бы! Ведь обсуждались
— Основы полемического мастерства •—
волнбвавшие всех вопросы: обязательно ли носить школьную форму, можно ли критиковать директора школы, оценивать работу учителей, допустимо ли свободное посещение занятий, поддерживать ли неформальные объединения, что значит быть принципиальным, честным и др. И хотя дискуссия вызвала большой интерес среди ее участников, она не была достаточно продуктивной. Ряд вопросов остался без ответа, многие ушли с прежним мнением, не все присутствующие до конца поняли друг друга, некоторые даже обиделись на своих товарищей.
Почему это произошло? Да потому, что юные полемисты не владели культурой спора. Они нарушали основные правила ведения дискуссии, не всегда могли обосновать свою точку зрения, опровергнуть мнение оппонента.
- Глава 1. Спор, дискуссия, полемика
- § I. Спор. Что это mahoe?
- § 2. Классификация споров
- § 3. Из истории исНцсства спора
- Глава 2. Культура спора
- §1. О предмете спора
- § 2. Определенность позиций полемистов
- § 3. Употребление понятий
- § 4. Поведение полемистов
- § 5. Ува/Ии тельное отношение h оппоненту
- § 6. ВыдерАИа и самообладание в споре
- Глава 3. Как убедить оппонента
- § I. Основные формально-логичесИие заНоны
- § 2. АоЛазательство
- § 3. ЛогичесИие ошибНи
- § 4. ЛоИазывание и цбе/Ндение
- § 5. Доводы в споре
- Глава 4. Полемические приемы
- Глава 5. Искусство отвечать на вопросы
- § I. КлассифиНация вопросов
- § 2. Виды ответов
- § 3. Нечестные приемы
- Глава 6. Уловки в споре
- Глава 7. Активные фермы обучения полемическому мастерству
- § I. Занятие-дисНцссия
- § 2. Леловая игра «Политбой»
- § 3. ПраЬтиНцм «Ответы на вопросы»
- § 4. Тренинг «Диалог»