logo search
Раздел 9new Риторика

7 Изобретение: выбор темы речи

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Тема речи может быть заданной, и в этом случае оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Другой вариант – самостоятельный выбор темы. В этом случае необходимо исходить прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Тема должна представлять интерес для вас и ваших слушателей. Поль Сопер дает классификацию интересов:

- основные;

- общие;

- групповые;

- злободневные;

- конкретные.

Основные – вопросы жизни и смерти, профессия, здоровье, деньги, опасность, социальный престиж.

Общие – любовь к родине, честь, долг, чувство справедливости, желание исправить зло.

Групповые – налоги, воздух, вода, преступность.

Злободневные – положение в мире и стране, эпидемия, сессия, избирательная кампания.

Конкретные – дом, семья, пища, вещи, автомобиль.

Уместность темы определяется местом и временем речи. При выборе темы выступления в массовой аудитории оратор не должен переписывать речь из журнальных статей и книг и произносить ее от своего имени. Актуальность темы ораторского выступления создают основные интересы аудитории, злободневность и новизна предстоящего выступления. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ. Оратор не должен избегать несовременных или подвергшихся широкому обсуждению тем.

Выбрав тему, надо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определённым образом настраивает аудиторию, готовит её к восприятию будущей речи. Следует избегать слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.