7 Изобретение: выбор темы речи
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Тема речи может быть заданной, и в этом случае оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Другой вариант – самостоятельный выбор темы. В этом случае необходимо исходить прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Тема должна представлять интерес для вас и ваших слушателей. Поль Сопер дает классификацию интересов:
- основные;
- общие;
- групповые;
- злободневные;
- конкретные.
Основные – вопросы жизни и смерти, профессия, здоровье, деньги, опасность, социальный престиж.
Общие – любовь к родине, честь, долг, чувство справедливости, желание исправить зло.
Групповые – налоги, воздух, вода, преступность.
Злободневные – положение в мире и стране, эпидемия, сессия, избирательная кампания.
Конкретные – дом, семья, пища, вещи, автомобиль.
Уместность темы определяется местом и временем речи. При выборе темы выступления в массовой аудитории оратор не должен переписывать речь из журнальных статей и книг и произносить ее от своего имени. Актуальность темы ораторского выступления создают основные интересы аудитории, злободневность и новизна предстоящего выступления. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ. Оратор не должен избегать несовременных или подвергшихся широкому обсуждению тем.
Выбрав тему, надо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определённым образом настраивает аудиторию, готовит её к восприятию будущей речи. Следует избегать слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам.
Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
- 1 Риторика в современном мире
- 2 Цель и виды публичной речи
- 3 Ораторский этос: говорящий и аудитория
- 4 Коммуникативность
- 5 Ораторский пафос: эмоциональные аргументы публичной речи
- 6 Ораторский логос: логические аргументы публичной речи
- 7 Изобретение: выбор темы речи
- 8. Изобретение: работа над материалами к публичному выступлению
- 10 Расположение: виды и приёмы вступления
- 11 Расположение: изложение, его виды
- 14 Выражение: стиль и слог оратора
- 15 Выражение: риторические тропы
- 16 Выражение: риторические фигуры
- 17 Произнесение: жесты и мимика
- 18 Произнесение: голос оратора
- 19 Культура спора
- 20 Логические и психологические аспекты спора
- Литература