Солунские братья в исторических источниках
Как видим, братья побывали во многих местах с самыми различными целями. Значительная часть их жизни проходила, как говорится, «на виду». Следовательно, надо ожидать, что сведения о них должны сохраниться в византийских, арабских, хазарских, славянских, римских источниках.
Пожалуй, из этого списка можно исключить арабские и хазарские источники, так как участие братьев в работе миссий, отправленных к этим народам, могло быть и не замечено летописцами этих земель. Остаются византийские, славянские и римские источники. Действительно:
Кирилл и Мефодий отправляются в Великую Моравию по поручению царя и патриарха Византии (это должно отразиться в византийских источниках);
в самой Великой Моравии занимаются организацией церковной жизни в непосредственном контакте с князем Ростиславом (это должно отразиться в славянских источниках);
предпринимают поездку в Рим, где их торжественно принимает Римский папа Андриан II (это должно отразиться в римских источниках).
Таким образом, сведения о них обязательно должны быть во всех трех источниках. Загадкой для нескольких поколений историков является отсутствие сведений о братьях в византийских источниках. В Византии не осталось никаких упоминание о Кирилле и Мефодий. Может, от той эпохи вообще осталось крайне мало византийских памятников, поэтому упоминание о миссии братьев просто не сохранилось? Нет, это не так. Историкам доступна обширная переписка патриарха Фотия, который, согласно преданию, направил миссию в Великую Моравию, но ни слова в его письмах о Кирилле и Мефодии не сказано. Подойдем к проблеме с другой стороны. Допустим, что братьев византийцы упомянуть забыли, но они должны помнить о посольстве, прибывшем к ним в 863 г. из Великой Моравии. Не знают. Ничего. Вот это уже более чем странно. Поэтому любой исследователь, пишущий о жизни братьев, должен как-то для себя решить проблему «византийского молчания». С.Б.Бернштейн, написавший монографию о создателях славянской письменности, считал: «Нет сомнений, что такие документы были, но бесследно утрачены».
Более сложное объяснение предлагает Б. Н. Флоря — автор предисловия к изданию «Сказания о начале славянской письменности»: «Полное отсутствие сведений о Константине и Мефодии в византийских источниках IX в. — верное свидетельство того, насколько чуждыми этой среде оказались идеи солунских братьев, у которых мы через дистанцию времени, за рядами богословских аргументов обнаруживаем глубокое убеждение в том, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, убеждение, глубоко гуманистическое по своему характеру». Однако вряд ли идеологические расхождения с интеллектуальной византийской элитой автоматически могли привести к чуть ли не сознательному забвению солунских братьев.
Итак, жизнь Кирилла и Мефодия (политических и культурных деятелей Византии) восстанавливается без опоры на византийские источники. Вправе спросить: а были ли братья? Ответ однозначен: были. Вместе с тем налицо невнимание Византии к своим миссионерам.
Теперь обратимся к самым авторитетным свидетельствам о жизни солунских братьев. Основной источник сведений о жизни Кирилла и Мефодия — это их Жития, которые были написаны еще в IX в. Предполагают, что «Житие Кирилла» (ЖК) было написано сразу после его смерти (869) под руководством Мефодия. Написание «Жития Мефодия» (ЖМ) относят также к период) после его смерти в 885 г. Как и другие памятники древности, эти Жития дошли до нас в более поздних списках. ЖК сохранилось исключительно в поздних списках, самый ранний из которых относится только к XV в. Самый древний список ЖМ относится к XII — XIII вв. Конечно, смущает то, что имеющиеся у нас списки на несколько веков отстоят от происходивших событий. Между тем надежность показаний этих памятников подтверждается другими источниками, в частности латинскими. От XII в. на латинском языке сохранилась так называемая «Итальянская легенда», в которой повествуется о том, как Кирилл и Мефодий преподнесли мощи Святого Климента Римскому папе. Ряд показаний Легенды и Житий совпадают. Ученые предполагают, что составитель Легенды имел в своем распоряжении славянские Жития солунских братьев. Некоторая информация Житий также подтверждается документами IX в., сохранившимися в Риме. Нельзя ли в таком случае восстановить жизнь Кирилла и Мефодия исключительно по латинским документам, которые непосредственно относятся ко времени жизни братьев? Увы, сведения, содержащиеся в этих документах, весьма отрывочны и не могут дать той довольно полной картины жизни братьев, которая содержится в Житиях.
Достоверность Житий подтверждают и древнерусские источники. Так, «Повесть временных лет» содержит фрагменты, посвященные Кириллу и Мефодию, совпадающие по содержанию с Житиями. Скорее всего, тексты Житий и были тем источником, откуда автор «Повести» извлекал информацию о братьях. Следовательно, как минимум, уже в начале XII в. Жития имели хождение на Руси. Подводя итоги своим размышлениям относительно степени достоверности Житий, С.Б.Бернштейн писал: «ЖК и ЖМ являются самыми достоверными источниками для восстановления событий личной жизни и деятельности солунских братьев. Многочисленные попытки дискредитации этих памятников в конце концов оказались несостоятельными или касались несущественных, второстепенных фактов».
Рассмотрим, каким образом жизнь братьев представлена в их Житиях.
- Даждьбог
- Семаргл
- Стрибог
- Славянский календарь. Славянские праздники.
- Обряды. Свадебный обряд
- Жизнь солунских братьев в датах
- Солунские братья в исторических источниках
- Жизнь Кирилла до великоморавской миссии
- Великоморавская миссия
- Деятельность Мефодия
- Продолжение дела славянского просвещения в Болгарии
- Распространение письменности на славяноязычной территории.
- Народно-языковая основа старославянского языка.
- Противопоставление свойств народного и литературного языков
- Язык и диалект
- Старославянский язык как первый литературный язык всех славян
- Соотношение литературного и народного языков
- Глаголица и кириллица