Родовая принадлежность произведения. Эпос.
Сократ: Лирика — поэт говорит от собственного лица
Драма — обмен речами героев, к чему не примешиваются слова поэта.
Эпос — соединение своих слов со словами чужими.
Литературные роды — типы художественного содержания (19 век) . Шеллинг: Лирика — бесконечность и дух свободы, эпос — необходимость, драма — борьба свободы и необходимости. Гегель: лирика — субъективна, эпика — объективна, драма — синтез.
Лирика — организующее начало, экспрессия. Драма — аппеляция, слово=поступок. Эпос — сообщение о. — Бюлер, три аспекта речевых актов
Эпичность — величественно-спокойное созерцание мира в его многоплановости, широта взгляда на мир, принятие его как целостности.
Драматизм — умонастроение, связанное с напряженным переживанием противоречий.
Лиризм — возвышенная эмоциональность.
Внеродовые формы: очерк — внимание сосредоточено на внешней реальности, но событийные ряды роли не играют. Поток сознания — цепь впечатлений, воспоминаний, душевных движений. Сознание поглощает мир. Эссеистика — соединение сообщений о единичных фактах, описаний реальности и рассуждений. Основа эссеистики — концепция человека как носителя мнений.
Родовая принадлежность произведения определяет его формальные особенности.
Деление на литературные роды не совпадает с делением на прозу и поэзию.
Эпос: организующее начало — повествование о персонажах, их судьбах, поступках. Рассказ о произошедшем ранее. Временная дистанция. Художественный текст представляет собой сплав повествовательной речи и высказываний персонажей, являющихся их поступками. Нет ограничений в объёме текста, количестве персонажей, обстоятельств. Глубочайшее проникновение во внутренний мир человека, представление жизни в её целостности. Значимо присутствие повествователя — посредника между изображаемым и читателем — «дар всеведения». В любом эпическом произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, свойственное ему видение мира и способ мышления — образ повествователя. Повествователь отвлекает от слишком большого участия к действующим лицам и направляет на чистый результат (по Шеллингу). Возможно субъективно окрашенное повествование — глазами одного из героев\рассказ от третьего лица\персонифицированный повествователь.
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука